ВАГНЕР, ЛЮБИМЫЙ КОМПОЗИТОР ГИТЛЕРА (1).

Досадное недоразумение.

Адольф Гитлер в детствеОднажды дождливым майским вечерком 189…года, около шести пополудни, в дверь дома на Бергассе,19, что рядом с собором св. Стефана, в самом центре Вены, постучали. Грузная, неожиданно для себя самой, заснувшая за чисткой столовых приборов служанка, не чаявшая лицезреть посетителей, демонстративно вздыхая, открыла дверь, и увидела на пороге двух мужчин, о которых можно было сказать, что они скорее мокрые, чем сухие. Одного взрослого, другого маленького, лет десяти. Одеты и выглядели они оба довольно жалко. Дешевое, поношенное, кое-где чиненое, но аккуратное платье, уж, поверьте, а служанки в этих вопросах разбираются неплохо. Особенно бросался в глаза бледный мальчик. С прямыми жесткими волосами, тонким, почти прозрачным носом,  с хорошо контурированными хрящами,  и взъерошенным взглядом загнанного волчка.

Старший, не представившись, спросил, нельзя ли увидеть профессора Зигмунда Фрейда? Служанка, неохотно скрывая зевоту, ответила, что, буквально вот-вот несколько часов назад, доктор со всеми домочадцами убыл на отдых в горы, и появится не раньше, чем через полтора месяца. Взрослый молча неуверенно потоптался, и прислуга, проснувшись окончательно от уличной прохлады, решила уточнить: «Простите, а с кем имею честь…герр…»? Мужчина ответил: » Гитлер… меня зовут Алоис Гитлер, а это сын мой, Адольф. Мы хотели получить консультацию профессора…ну, раз так»… Горничная посоветовала прийти в сентябре. Парочка рафинадно растаяла в чайных венских сумерках, и никогда более не появлялась на пороге дома отца-основателя научного психоанализа.

Алоис привел сына к Фрейду из-за того, что мальчишка до сих пор, почти каждую ночь мочился в постель, страдал ночными страхами, кошмарными сновидениями, был нелюдим и замкнут.

Конечно, скажете вы, история не терпит сослагательного наклонения. И, тем не менее, мог бы как-то измениться ее ход, попади юный невротик, будущий маньяк-убийца мирового масштаба, на кушетку уютного кабинета венского доктора? Наверное, нет. Старушка-история подобрала бы другую кандидатуру диктатора, тем более, что недостатка в подонках от политики никогда не было, нет,  и не будет.

Акварель ГитлераКстати, в коллекции самого Фрейда, позже появилась акварель молодого неизвестного художника Адольфа Гитлера. Скажу больше, она висела в том самом кабинете, который вам непременно покажут, посети вы его дом-музей, во время пребывания в австрийской столице. Может быть, фюрер, зная о том, что одна из его работ, была приобретена гением психоанализа, был бы несколько благосклонней к самому доктору и его родне. Половина всех родственников первого психоаналитика всех времен и народов, была зверски уничтожена, сам же профессор спасся от преследований в доброй старой Англии, благодаря чуду и крупной взятке, данной за его мятежную душу принцессой Марией Бонапарт, бывшей пациенткой и последовательницей.

Фрейд, почти до самого отъезда с Прекрасного Голубого Дуная не верил, что с ним и его близкими Адольф разберется по-полной. Но пришли опричники аншлюсса, обчистив всю роскошную коллекцию антиквариата. Ну не любил фюрер евреев! Хотя… бабка его,  фрау Шиккельгрубер, если честно, была не совсем уж и немкой.

А позорное сжигание книг на площади? В первую очередь,  было указание предать огню сочинения двух отвратительнейших из евреев – Маркса и Фрейда. В тогдашней Советской России с трудами доктора поступили несколько гуманнее. После десятилетий процветания на наших колосящихся нивах с васильками, психоанализ был подвергнут изгнанию и преследованию. Апологетов научной психологии призвали к отречению,  под угрозой заточения или физического уничтожения, как когда-то церковники — Галилея. Книги библиотек были спущены в спец. запасники, и выдавались лишь по спец. разрешению, ну, например, если бы вам пришло в голову написать острую критическую статью о кризисе и псевдонаучности психоанализа. Кстати я, ваш покорный слуга, познакомился с Фрейдом на втором курсе мединститута, когда делал доклад на тему «В паутине фрейдистских заблуждений».

Основы мерчендайзинга.

У меня есть друг. Ее зовут Таня. Знакомый француз как-то заметил мне, что такие отношения меж мужчиной и женщиной на его родине имеют весьма занятное прозвище. Я у галлов буду называться «друг- жених», а Танюшка, по отношению ко мне — «друг-невеста». Вот, значит, сидели мы с моим другом-невестом, как-то субботним вечером и что-то там выпивали. Собутыльница моя (drink-friend), за «рюмкой удалой» поведала, как ездила в столицу нашей родины, повышать свою торговую квалификацию на семинар по мерчендайзингу. Ну, знаете, мерчендайзинг – это у торгашей такой прием перекладывания товаров с места на место. Приходите вы в гипермаркет с целью покупки кусочка колбаски, а незадолго до вашего пришествия, мерчендайзер перенес всю колбасу в другой отсек магазина. Со времен Гороха вы привыкли обнаруживать любимую колбаску именно тут. Но тут ее не оказывается, и вы начинаете очень по этому поводу тревожиться, и, в суете нарушенной экзистенциальной иллюзии безопасности, метаться в поисках двухста граммов «докторской», по просторам алчного до денег молла, по дороге цепляя на себя, как в зарослях репейника, совсем ненужный провиант, не укладывающийся в дневной бюджет. Когда же колбасные россыпи, наконец, локализованы, ваша тележка весит уже столько, что при ее движении к кассе, колесики, противно поскрипывая, извергают из себя пучки золотистых искр! Молл выиграл! Вы оставили свои «нажитые непосильным трудом» в его кровожадной пасти. Манипуляция чистой воды. Но это работает.

Я заметил своей приятельнице, что она – не директор маркета, а шеф-менеджер очень узко специализированного, интеллигентного магазина, торгующего товарами для спорта, охоты и рыбалки. И такие фокусы не должны там проходить. Дешево!

— У тебя ж постоянные покупатели, и кроме раздражения, подобная дислокация надувных лодок, спиннингов и биотуалетов, ничего вызвать не может, — сказал я в довершении, уже за-пле-та-ю-щим-ся язычком.

Надо сказать, что эта встреча проходила в самый разгар финансового кризиса, но в отличие от прочих магазинов, Танюшкина контора процветала и наращивала обороты. Людей меньше интересовала мебель, белье и электроника, но охоты поохотиться и порыбачить не только не убавилось, напротив, народ прямо-таки пер в царство Дианы. Выручка ее магазина росла день ото дня. Этому тоже было объяснение. Депрессия, как говорил тот же Фрейд – это мания самопреследования. То есть и преследователь и преследуемый в одном лице: «Я – плохой», «У меня низкооплачиваемая работа», «Я ни на что не способен». Очень тошнотворное состояние! Если ж ты начинаешь преследовать кого-нибудь другого (утку, лося, медведя, щеклейку), депрессивность уменьшается. Ты – просто преследователь, достигший, тем самым,  некоторой внутренней однородности. Ты – охотник, она (медведь) – добыча. Появляется азарт, повышается тонус.

Или еще вариант. Тебя преследуют извне – кризис, жена, теща. Есть выход, не меняя тещи и жены (с кризисом — сложнее), в компании таких же подкаблучников, в течение двух выходных дней, на лыжах, десятки километров преследовать несчастного русака. Теперь – преследователь ты, а заяц, как бы играет твою бывшую роль — жертвы. По-крайней мере, у меня нет иного объяснения тому факту, что пара-тройка знакомых мужиков (чьи супруги не отличаются особой кротостью нрава) всецело посвящают уикэнд охоте и рыбалке на наших бесповоротно загаженных промышленными отходами  просторах. С маниакальной тщательностью готовятся они к предстоящей погоне. С горящими глазами готовят снаряжение и припасы . Перезваниваются друг с другом, разговаривая, как масоны,  на своем «птичьем» языке, и растворяются, наконец, на своих «Нивах» в утренней субботней дымке, даже не слыша,  несущееся за ними вслед: «А кто будет хлопать ковры-ы-ы-ы….»?

Мое глубинное исследование и строго научный подход к успехам в торговом бизнесе моей подружки,  убедили последнюю поднять тост за сварливых жен, с бигуди на башке, без педикюра и в тапочках и ситцевых халатиках, чьи происки позволяют существовать магазину, и, ей лично, безбедно.

Оказалось, правда, что мои познания мерчендайзинга (я хоть правильно пишу это слово?) весьма примитивны и дилетантски. Оказалось,  мерчендайзинг – это целая система, призванная увеличить продажи, заставив вас, хотите вы этого, или нет, выложить свои кровные. Этот самый «дайзинг» включает в себя понятия светового, обонятельного, пространственного и звукового дизайна торговых площадей. Татьяна снова закинула удочку:

— А слабо тебе, как профессионалу, разработать для моего «Хольстера» саунд-дизайн, ты хорошо разбираешься и в музыке и в людских слабостях.

— Да я никогда этим не занимался! – открестился я.

— И, слава богу! Сейчас время свежих голов! Мы заплатим.

Я почесал свою свежую лысую голову. Пирушка затянулась за полночь. Выпить можно было еще. Но все кончилось. А бежать в ночной магазин не хотелось. Не тот возраст. Садишься за стол и, в отличие от студенческих лет, все впечатление от выпивки и общения портит постоянная зудяще-преследующая мысль: а как утром?

Вызвал тачку. Поблагодарил за информативную вечерушку, откланялся, пообещав до завтра подумать над ее предложением.

В постели с фюрером.

Адольф ГитлерУтречком, проснувшись с очень легкого, как синтепон, бодуна, похвалив себя за то, что сумел вчерась соблюсти меру, вспомнил о Танечкиной затее.

— Вагнер, — сказал я сам себе нерешительно, но вслух, под одеялом.

— Что? – презрительно-насмешливо переспросил кто-то внутри.

— Вагнер! – произнес я уже с большей отвагой, — любимый композитор фюрера!

— При чем тут фюрер? – еще более гнусно заволновалось мое сомнение.

На этот я не стал  вступать с ним в дискуссию: иногда оно меня уговаривает, и начал названивать своей подруге-невесте, нисколько не стесняясь нарушить ее воскресный, с серебристой похмелинкой, сон.

Как только мне удалось пробить приторно-сладкую дремоту Татьяны, я, не поздоровкавшись, выпалил: «Есть идея»! Сквозь сон она, помедлив, вяло, но не без интереса, промолвила: «В смысле опохмелиться»?

— Да нет, я про музыку для твоего магазина! Мы вчера с тобой разговаривали про саунд-дизайн твоего «Хольстера», забыла что ли?

— Вообще-то, еще шесть часов утра…

Понятно, раньше полудня она не очухается. Одно слово — засоня.  О’кей!  Предлагаю ей пообедать ирландским кишем в моем исполнении и обсудить детали проекта. Она быстро соглашается.

Обед. Сотрапезница приходит вовремя. Выглядит чудесно. Так же потрясающе  выглядит и киш с барашком. После первого глотка «Цимлянского» я с набитым ртом сообщаю своей подружке, что «крутить» в ее магазине мы будем Вагнера, любимого композитора Адольфа Гитлера.

— Почему Вагнера-то? – вопрошает она возмущенно.

— А ты что, хотела Леонтьева и Пугачеву? – не менее возмущенно вопрошаю.

— Ну, нет, конечно. Джазик какой-нибудь, фьюжн, там…

— Фьюжн-шмужен для супермаркетов нужен. Каламбур! У тебя большой специализированный магазин. Так? Так. Тебе хочется увеличить объем продаж без гипер доп. затрат. Так? Так. Твои клиенты, в-основном,   полоумные охотники, рыбаки и туристы. Так. Мы должны воздействовать на их подсознание не жонглированием удочками и ружьями, а как-то иначе…

— Все равно, Вагнер…целый день…да у меня продавцы, молодые парни, они охренеют, целый день оперу слушать.

— Знаешь, твои продавцы меня не очень-то интересуют, тем более, что они не музычкой приходят на работу наслаждаться, а торговать. Пусть себе работают, тем боле, что звук будет негромкий, но качественный, тут тебе придется потратиться и вложить деньги в качественный саунд. «Эм пэ три» тут не потянет, он «срежет» всю динамику, будем работать с «лослисс» — несжатым звуком! Заходит покупатель в твой шоп и его встречают звуки «полета Валькирий» или увертюра к третьему акту Лоэнгрина: та-та-та-та-та-та, та-та-та-та-та, та-та-та-та-та-та, та-та-та-та-та-а-ам…!   Найди хоть один магазин в мире, кроме музыкальных, конечно, где бы звучал Вагнер?

— Так вот, то-то меня и смущает, Валерич…

— Не-ет, правильно все-таки говорил доктор Хаус, самое трудное в профессии врача, ежедневно доказывать больным, что ты – врач. Тань! Ты обращаешься ко мне, пусть по пьяной лавочке, но, как к специалисту. Я те говорю, делай то-то и то-то. Ты отвечаешь, что смущена. Не вижу трепета перед доктором!

— А должен быть?

— Трепет перед доктором быть просто обязан…иначе – лучше сменить доктора.

— Ну, да, как в анекдоте: врач сказал в морг – значит в морг, — попыталась обескураженная Танюшка сострить.

— Да чем же ты рискуешь? Потратишься на аппаратуру, не пойдет «Летучий Голландец» или «Парсифаль», крути «Ретро ФМ»…но я тебе дело предлагаю! Один день крутишь Вагнера, другой – свой долбанный фьюжн. Подсчитываешь, в какие дни выручка твоя выше. Я-то за базар отвечаю! И знаю заранее, что с Вагнером народ начнет покупать всякую рыболовно-охотничью требуху, как безумный! И, потом, Вагнер – это стильно. На вагнеровский байротский фестиваль богатая публика со всего мира скупает билеты за несколько лет вперед…(пытаюсь сыграть на тщеславии).

Чем больше я старался, тем больше росло недоумение моей боевой подруги, неискушенной ни в музыке Рихарада Вагнера, ни в психологии Юнга. На какое-то время, моя кухня напомнила мне сцену из «Мертвых душ» Гоголя, где я был Чичиковым, а Татьяна, соответственно, Коробочкой, что никак не могла взять в толк, что же от нее, собственно, требуется.

— Так ты думаешь,  это пойдет? — вдруг надломлено спросила она.

— Милая, да музыкой Вагнера, этот параноик всю нацию свел с ума, да еще пол-Европы,  в придачу. И потом, что значит, «думаю»? Как отвечал Карл-Густав Юнг на вопрос, верит ли он в бога: «Я не верю, я знаю»….

Как Европа сошла с ума.

В самом деле, как такое могло статься, чтобы немцы, логичный и цивилизованнейший народ Европы, весь, разом, тронулся, лишился рассудка, поверил параноиднейшему из психопатов, что он (немецкий народ) самый лучший? Тут нам придется немного углубиться в историю и психологию вопроса.

(продолжение следует).

Опубликовать у себя:

Подпишись на обновления блога по email:

39 комментариев
  1. Voroncova:

    «Со времен великого немецкого композитора Рихарда Вагнера человечеству не дает покоя мечта о тотальном произведении искусства, на языке оригинала — Gesamtkunstwerk. Смысл Gesamtkunstwerk в том, чтобы замкнуть наблюдателя в произведении и задействовать все пять человеческих чувств». В этом дело?

  2. МАРИНА-Nimfa.:

    Ну с Гитлером все понятно,а как на счет Вагнера в магазине?

  3. raar:

    Вагнер-классно!! В шопе у Татьяны?-посмотрим на результат, если конечно будет представлен отчет об эффективности в достаточно валидной выборке:)) (ну я типа крыса такая нудная). Ведь вот же! Наука! Эксперемент!!! Ждем результатов!! (ну ведь точно Гриша все стоящие дела мы делаем по пьяной лавочке-инсайт мать его!)
    о тронутости половины Европы в 30 годы прошого столетия-вот это действительно тема. Григорий -удивительно-но именно данный пример я привожу всегда в диспутах когда речь заходит о массовой психологии, верованиях и т.п. Правда общаясь больше на религиозные темы приходится делать акцент на срез: классическое католическое общество-переход в язычество в период 3 рейха. Давай жду продолжения.

  4. Вероника Плеханова:

    От Фрейда тоже все поколение было без ума. Следы его (и Ницше) в литературе и музыке того времени настолько очевидны, что я иногда себя спрашиваю: а что он слушал? Или: что он курил? Как же можно было всех заразить своим гением?
    И для чего ему посредственная акварель Гитлера — анализировал «фаллосы» фюрера, которыми тот т-нул всю Европу? Насчет Вагнера — ход ваших мыслей мне нравится. Не случайно кремлевские пиарщики во время переворота поставили на тв «Лебединое озеро» — музыкальные классики знали как воздействовать на подсознание. И если Вагнер активизировал шизофрению Гитлера (в чем виновать перед историей, как и Фре)

  5. Вероника Плеханова:

    От Фрейда тоже все поколение было без ума. Следы его (и еще Ницше) в литературе и музыке того времени настолько очевидны, что я иногда себя спрашиваю: а что он слушал? Или: что он курил? Как же можно было всех заразить своим гением?
    И для чего ему посредственная акварель Гитлера — анализировал «фаллосы» фюрера, которыми тот т-нул всю Европу? Насчет Вагнера — ход твоих мыслей мне нравится. Не случайно кремлевские пиарщики во время переворота поставили на тв «Лебединое озеро» — музыкальные классики знали как воздействовать на подсознание. И если Вагнер активизировал манию величия Гитлера, почему бы ему не «включить» манию величия удмуртских охотников? Ну, будут они завоевывать не Европу, а тайгу — why же ж not? Кстати, один мой знакомый олигарх во время поста, который формально соблюдал, отправился с партнерами по бизнесу на кабана (нормальный пост?) Кстати, в машине он обычно слушает Моцарта.

    • Все-таки поклонников у фюрера было больше, чем у Фрейда. К людям, как и детям, прилипает всякая дрянь. Придет такая мелкая тварь из детсада, нет, чтобы стишок Тютчева выучил, так нет же, похабень и всякую матершину собирают.

    • raar:

      от Фрейда поколение его было вовсе не без ума. Его п/а союз через 10 лет существования насчитывал не более 20 человек. Можно сказать что он так и остался одиночкой (при его таланте портить отношения даже с учениками). А следы Фрейда в музыке я пошел искать….
      «Лебединое озеро» мне кажется ставили от скудоумия, да по старой превычке: народ привык-как крякнул очередной партайгеносе-так снова лебеди по сцене прыгают. А кабана жалко…когда вижу этих охотников которые лупят с вертужек да высотных засидок по зверью, что гонят на них егеря так и хочется крикнуть им, чтобы они с ножом один на один с диким вепрем (как например Ярослав Мудрый или Филипп Красивый) а они суки еще и фотографируются потом с убиенной тварью

      • Фрейд сам считал, что его выкладки — это «It is not for the people». Да-с.

      • Вероника Плеханова:

        Без ума. Все сливки серебряного века были пациентами Фрейда. И это только Россия. Целая мода была на психоанализ.

        • В «сливки» ты забыла включить Надежду Константиновну Крупскую, которая, между прочим, тоже могла стать пациенткой Фрейда, но, со своей щитовидкой попала под нож великого Кохера. Между прочим, Константиновна внесла огромный вклад по культивированию психоанализа в молодой советской республике!

          • Вероника Плеханова:

            Это муж ей устроил? мужья обычно на психоанализ не пускают, предпочитая хирургов. Психоанализ — это, во-первых, дорого, во-вторых, рискованно. «Понимаете, господин Фрейд, муж, использует меня в революционных целях. На него покушалась молодая женщина, а я вот все никак не решусь…» «Надежда Константиновна, Вы хотите избавиться от мужа или избавить Россию от террора?» «Господин Фрейд, а нельзя ли одним выстрелом двух зайцев?» «Двух нельзя, потому что третьим зайцем будете Вы» «Да, господин Фрейд, Вы правы… А можно я к Вам с мужем приду?» «Безусловно, но очень аккуратно, чтоб не привел на хвосте жандармов — это было бы некстати…» Ну, как-то так…

        • raar:

          аналогию можно провести с Теософским обществом Блаватской и кругом Гюрджиева-те тоже тусили и были модны, от них тоже сходили с ума.
          Кстати Григорий как тебе :»от Фрейда были без ума»

          • Анекдот: бабушка спрашивает у внучки: «Внученька, внученька, как фамилия того немца, от которого я без ума»? Внучка отвечает: «Альцгеймер, бабуля».

      • По поводу «Озера». Мне кажется, что я единственный, кто с полным правом может рассуждать об этом. Мы с Петром Ильичем — земляки. Фрейд и Штраус — из Вены, мы с Чайковским — воткинские. Скудоумие власть предержащих, как это ни странно, тоже тенденциозно. Хошь, по-Фрейду, хошь — юнгиански. Либретто полностью отражает ситуацию с ГКЧП. Нет?

  6. Voroncova:

    Для чего нужна музыка Вагнера? Музыка вообще? В недавнем интервью Deutsche Welle Вольфганг Вагнер (Wolfgang Wagner)-внук композитора- ответил на этот вопрос следующим образом: «Переизбыток информации в современном мире вызывает тот эффект, что современный человек не может сконцентрироваться на чем-то одном. Все существует одновременно и все является необязательным. Одно из противоядий этого – музыка Рихарда Вагнера. Она позволяет человеку сосредоточиться на чем-то одном, главном, и, прежде всего, она вызывает у людей саму потребность в этом «главном».

    • Ларис, извини за банальность, но меня он бодрит… Для чего вообще нужна музыка? Хм…никогда не задавался этим вопросом…вопрос какой-то детский, но, в то же время уникальный. Пока не могу ответить, пусть просто будет.

      • raar:

        еще в детстве мне казалось что уже ничего невозможно сочинить нового..из семи нот уже извлечено все.. и сейчас я как ребенок радуюсь когда услышу что то новое, захватывающее для себя.. появляется трепет предвкушения, прямо таки радость обуревает..впрочем тоже самое и с литературой. окунаешься с головой и все..
        для чего она нужна.. она мне кажется была и до нас…вот сейчас только вернулись с Карелии..понимаешь, что ничего прекраснее тишины и звуков природы нет. В школе смех вызвал отрывок : «стояла такая тишина от которой глох»-а ведь правда бывает так..(когда долго вглядываешся в бездну-бездна начинает вглядываться в тебя»—сродни как-то——звуки таже бездна)

    • raar:

      Молодец. Четко так : «Все существует одновременно и все является необязательным»

  7. Вероника Плеханова:

    Если математически, то музыка нужна: а) для фона; б)как альтернатива шуму; с) для ассоциаций (то есть для стимуляции воображения, достижения состояний измененного сознания итп); д) для развития (так же как литература и живопись); е) для изменения эмоционального состояния от релаксации до подъема; ж) для изменения органического состояния, то есть в целях лечения; з) для поиска Бога

  8. Вишня:

    Кризис там или нет, а утку, лося и медведя крайне жалко!
    Читала у Вишневского в «Бикини» историю про то, как юного тонущего Гитлера спас некто еврейского происхождения. Может, это художественный вымысел, а может и нет..

  9. Вишня:

    Если бы стольких случайностей не произошло, если бы Аннушка не пролила масло, как бы, интересно, сложилась мировая история?
    Хотя в случае с СССР и Германией кто-то один всё равно сделал бы роковой шаг. Если не Гитлер и Сталин, то какие-то другие товарищи.

Оставить комментарий

    Подписка
    Цитаты
    «Да, конечно, собака – образец верности. Но почему она должна служит нам примером? Ведь она верна человеку, а не другим собакам».
    Карл Краус
    Реклама