Про хорошую еду и секс «по нотам».

Оскар ПитерсонWow (ух, ты)! Правда, не ожидал от себя такого. Вчера был на одной тусовке. Посвященной джазу. Сборище не для людей. Для знатоков. For the sophisticated. Никогда не был горячим поклонником джазовых импровизаций и завидовал всегда людям, которые в этом деле «секут». Умом понимал, что джаз – это наивысший пилотаж, что это – самое-самое, что только может быть в мире звукоизвлечения. Но! До сих пор не заходило, не вставляло, как нынче говорят. До сих пор было интереснее смотреть на людей, которые слушают или смотрят эту музыку. Выпендриваются они, или, в самом деле, их так цепляет. Что цепляет? Техника? Или способность музыканта «уходить» в импровизации, «оставаясь», тем не менее, в пределах гармонии. Н-е-ет, это для меня чертовски и сложно и малопонятно. Но понять и почувствовать хотелось бы.

Джазовые семинары проводит один мой давнишний приятель, Саша Бабушкин (в миру – Баба Шура), человек без определенного рода занятий, но меломан и интеллектуал, человек без высшего образования, но чрезвычайно образованный. Самообразованный. Те, кто постигает суть самостоятельно, всегда вызывают зависть у нас, тех, кто брал суть жопой, просиживая ночи напролет над пыльными фолиантами с греческими буквами. Шурик — человек, что «оксфордов не заканчивал», но общаться с ним чрезвычайно полезно и легко. В свое время он оказал влияние на мой несколько извращенный музыкальный вкус. Он может увлечь вас в такие музыкальные дебри, в такие непролазные бамбуковые заросли диезов и бемолей, правда, потом, как опытный сталкер, из них же и выведет. У него есть хобби – он конструирует колонки. Видели бы вы эти колонки! Вы ничего подобного никогда и нигде не увидите! Они – огромны. Я не говорю о дизайне. Они — безумны! Пирамидальной формы. Жуть и восторг.  Они безобразны и прекрасны одновременно, как персонажи Достоевского.  Они сконструированы вопреки всем законам классической физики и квантовой механики. Оторопь берет… Ребята, б…..ь, но как они звучат! Он как-то поставил мне свиридовское  «Время, вперед!»… с винила…да у меня просто крышу снесло! Его жена (красавица и профессиональная певица, между прочим) ворчит иногда по поводу этой его исступленности  звуком, де-пол квартиры эти акустические чудовища занимают, че-то паяет он, стружет, пилит…. Я как-то парировал ей: «Конечно, Светочка, казино, бляди и водка – были бы лучше»! Задумалась, помолчала. Согласилась, что не лучше.

Собираясь на это мероприятие, если честно, я думал увидеть на нем каких-нибудь небритых бледных псевдоинтеллектуалов непонятного возраста с немытыми волосами и косичками, с затуманенными глазами и вечно стреляющих сигареты. Ценителей джаза.

Диззи Гиллеспи

19.00. Собрались. Человек двенадцать. Разных возрастов, полов, профессий. Мордочки у всех – с претензией на интеллект. Публика, как публика. Почти как в психиатрических историях болезни: состояние удовлетворительное, кожные покровы физиологической окраски, выражение лица – дружелюбное, в контакт вступает легко и т.д. Я познакомился с парнем, который не здоровается за руку с теми, кто слушает «эм пэ три». Он так и сказал: «У них на лбу написано, что они слушают «эм пэ три». Не подам им руки». Он не сноб, он – пурист.

Мероприятие проводится в конторе под названием «12 вольт», что оттюнингует ваше авто под любой саунд. Промышленный дизайн, кирпичные стены. Пахнет автомобилями, бензином, дешевыми цигарками. Что-то в этом есть. Нет, для джаза обстановочка – что надо. Сначала предложили выпить хорошего крымского портвейну (портвейну я не пил лет двадцать!) из одноразового, плохо держащего форму  пластмассового стаканчика, для улучшения восприятия, так скаать. На закуску – банан. Стильно! Портвешок зашел хорошо, на голодный желудок. Уровень! Как-то все мышечно расслабились.

Шурик начал вещать. Говорил он очень интересно про джазовый фестиваль в Монтре, про то, какие звезды джаза там когда-то выступали. Половина имен и фамилий этих великих джазменов были мне незнакомы, но все прочие участники семинара, при произнесении какого-нибудь знаменитого имени, живенько, так, реагировали: «О!» или «У!» или «Н-да-а-а». Из всего списочка я узнал только Оскара Питерсона и Диззи Гиллеспи. Питерсона еще мой папенька на ужасном болгарском «балкантоновском» виниле слушал, а я у него, совсем маленький все спрашивал, почему, когда дяденька-негр, на пианино играет, он хрюкает? Папа отвечал, что от удовольствия негр-дяденька хрюкает.

Потом включили концерт. Монтре, 1977 год. Классное изображение, чудесный звук, усилок ламповый, колоночки – самопальный хай-энд. Минут через пятнадцать я начал въезжать в музыку, тело захотело двигаться, ножка в кроссовке сама по себе начала отбивать ритм по конторскому каменному полу. Остальные делали то же самое. Колхоза и массового транса не было, каждый был сам по себе, наслаждался музычкой. Когда музыканты делали какой-то сложный пассаж, все синхронно произносили: «У-у!».

На какой-то миг я подумал, боже, ведь это же происходит не в Монтре, а в затрапезном граде Ижевске, известном ближнему и дальнему зарубежью только «калашами», в городе, где, как говорил один знакомый: «медведи по ночам в окна стучатся». Зачем стучатся? Есть просят. Зайцы по тротуарам шмыгают. Джаз. Монтре-е-е, е-мое! Я впервые услышал эту музыку. Наплевать на все. На кризис. На безработицу. Почему эти, наши начальники не слушают джаз? Может быть, когда б они поглядели, да послушали,  как работают профессионалы, им бы стыдно стало и они б ушли, уступив место, тем, кто умеет импровизировать. Мой институтский приятель, Юра, талантливейший из матерщинников, мне известных, своим худшим ругательством считает: «Е…..ться по нотам!» Он произносит всегда это с таким безнадежным восторгом…. И в самом деле, сексом по нотам заниматься скучно. Нет ничего хуже делать это по нотам. В этом деле тоже нужна талантливая импровизация, может, даже, больше, чем в каком другом. Мне и раньше в голову приходило, что Всевышний – джазмен. Он в гармонии, Он – Сам гармония, Он – Самый Великий Импровизатор. Я представляю его, таким, как Оскар Петерсон, толстым эпикурейцем, что в моменты творения так же хрюкает от удовольствия, потеет, не расстраивается, если что-то не получается. Импровизирует дальше, потеет, снова хрюкает от удовольствия. Отчего, если наш бог – джазмен, то мы, созданные по образу и подобию его, все время ноем, все время недовольны, все время в страхе сдохнуть от голода? Если мы — по Его образу и подобию, то может быть перестать не только е…..ться, но и жить по нотам?

Диззи ГиллеспиВот, что навеяла мне эта дивная музыка. Когда все закончилось, расходиться не хотелось. «Ну, как вам»? — спросил Шурик. Все одобрительно замычали. Я сказал: «Саш, это была очень хорошая еда». Договорились встретиться через две недели. Можно приходить со своим винилом и выпивкой…. За три часа совместного прослушивания музыки сроднились. Про нас, провинциалов, Жванецкий сказал, что мы можем жить, оставаясь порядочными людьми.

Я вышел в вечерний город. Давненько я не чувствовал себя таким юным и здоровым!

Проснулся сегодня. Дышится легко. Да, это была хорошая еда!  Ешьте только хорошую еду. Постоянно импровизируйте, экспериментируйте! Не любите друг друга «по нотам»! Вообще — не будьте «по нотам». Да будет так! Аминь!

P.S. Не забывайте хрюкать от удовольствия….

Опубликовать у себя:

Подпишись на обновления блога по email:

24 комментария
  1. Olga:

    Мой мужчина мне уже 3,5 года говорит, что я хрюкаю…Я раньше не понимала до конца значения этого «ласкового» выражения. Пока не прочитала твою статью.

  2. Nadi:

    Люблю людей у которых есть хобби, любимая работа, занятие… Люди — которые есть мастера своего дела, знатоки и профессионалы. Восхищаюсь ими!!!! У каждого своя музыка, фильмы, любимые книги, блюда, сорта вин, пейзажи за окном, запахи, мечты (а, иногда, их нет), страны и места для путешествий, привычки и уклады, мужчины и женщины, любимые позы и способы выражения удовольствия, неважно от чего — поедания пищи, чтения книги, захватывающих зрелищ или занятия СЕКСОМ, ЛЮБОВЬЮ!!!. Главное, чтоб иметь возможность почувствовать УДОВОЛЬСТВИЕ от того, чем Вы занимаетесь.

    • Nadi, ты настоящий последователь Эпикура, настоящий гедоник! Очень радостно видеть таких радующихся моменту людей на фоне вечно недовольной, унылой, ноющей толпы посредственностей.

  3. Marina-Nimfa:

    Док.а хорошая музыка,воодушевляет и очищяет.Почти как на сеансе психоанализа.Я в первые попала в Большой Театр в 18 лет,и мой друг имя его было Вагнер,не прикол просто мама любила этого композитора,мне сказал если в первые ты слушаешь оперу или ты ее полюбишь или нет.Так и джаз его чувствовать нужно,а все остальное ерунда.Иногда я спецом ставлю классику послушать,чтоб поднять себе настроение.

  4. Вероника Плеханова:

    Я дружу с джазовым вокалистом из Маями — Кэвином Махогани (как-то он приезжал в Ижевск, я брала у него интервью для «Джаз-квадрата»). Тоже негр, правда, от удовольствия не хрюкает — для вокалиста это было бы странно :) Однажды мы зашли в Киеве в jazz-kaffe. Играла претенциозная группа. Импровизируя, долго блуждали по нотам, выпендривались, ушли от темы за тридевять земель. Хотелось сбежать, но Махогани — члк воспитанный, ему было неудобно выйти. Он сказал, что непременно надо дать музыкантам завершить тему, и только после этого можно встать. Он смотрел в чашку с кофе и испытывал коллосальные муки. Нет, технически все было ок, не было фальшивых нот, пальцы бегали по клавишам, ритм в норме… Но все так нудно (джаз может быть нудным и холодным, если его исполнитель не хрюкает в душе). Импровизация затянулась. Я сказала Махогани знаменитую фразу сексопатологов: «Лучше не начинать, если не кончать». На что он ответил: «Мы называем это musical masturbation».
    Джаз, на самом деле, как и пища, может быть генетически смодифицирован. Я считаю, что белый джаз — это тот самый генетически смодифицированный джаз. Ну не можем мы делать его как черные, у нас глотка не та. Драйв не тот. На днях была на тусовке, вышла Виктория Пьер-Мари. Я ее раньше как-то не воспринимала всерьез. Ну работаем вместе, ну, ок. Тут она запела живьем. Песню Пахмутовой «Беловежская пуща» в джазовой обработке на английском языке. Знаете как это было? Это было круто! Она всю жизнь прожила в России, но гены не спрячешь, поет «по-черному», при этом такой английский, на котором не может петь ни один русский.
    Так бывает. Живешь, слушаешь пластинки, смотришь фильмы про джаз, а однажды вдруг как «вставит». Писатель Довлатов попал на концерт Питерсона. Шел нехотя, ради статьи в прибалтийскую газету. В итоге написал самую сильную фразу о джазе, на мой взгляд: «Я так аплодировал, что у меня остановились часы». На следующий день вышла заметка. 8м кеглем (мы с вами привыкли к 10му). Газету Довлатов принес Питерсону, Оскар широко улыбнулся и сказал: » Большое спасибо. Обо мне еще никогда не писали таким мелким шрифтом» :)

    • Вероника, что джаз! Большинство людей живут в vival masturbation. А Виктория Пьер-Мари — это класс! Во — голосяра! Кланяйся при случае.

  5. raar:

    ни что ни екает в душе моей от звуков джаза… но ценю виртуозность А вот сын старший слушает с удовольствием. Откудаво?

  6. mans:

    …Ах, где вы, лисьи хвосты 80-х? Масляно-оружейный запах Соцгорода, теплое марево эмали в автозаводских микрорайонах? Ритм дореволюционного пресса у памятника Дерябину?
    Рабочий город, в то время, кроме того, что «разные заводы выпускали разное весьма» выпускал еще и огромное количество мозгов набекрень. Процесс этого производства до сих пор не запатентован, поскольку клиническими экспериментами не подтвержден. Но те , у кого успела сформироваться под действием этих мутагенных факторов эта одна лишняя извилина, которая до сих пор не дает спокойно рубить бабло и чисто отдыхать на белых пластмассовых стульях покоя не знают.
    Прошлое покрылось теперь флером ностальгии. Но. Тоску серых будней и красных выходных 80-х я не забуду никогда. Самое страшное тогда для нас тогда была стабильность , да, та самая, которой так сильно не хватает сейчас. Но стабильность та и стабильность эта- разные вещи. Перспективы ужасали предсказуемостью. Школа. Три ВУЗа на выбор. Место на заводе. Инженера или врача не важно. Женитьба. Проживание с родителям. Пока. Садоогород. «Чистая шестерка», если повезет в экспортном финском варианте с наклейкой «автоэкспорт» на заднем стекле…
    И мы начинали протестовать. Протестовать, фантазировать и главное- действовать. Роликовые коньки и скейтборды со склона у обкома. Единственный пригодный асфальт. ЧТО значило кататься ТАМ , теперь уже многим не понять.
    По ночам зажигали неоновые рекламы.
    Протестуя против определенности, мы создавали свои театры, киноклубы, дискотеки, фестивали.
    Создавали свой маленький мир.
    Мы строили свои хрустальные дворцы на цементном фундаменте марксистко-ленинской философии. Получалось неплохо.
    У нас были регулярные семинары и коллоквиумы. Занятия были расписаны. Посещения были не обязательны. Явка была 100%. К своим лекциям мы готовились годами, по зернышку склевывавая информацию из французских фильмов, гэдээровских журналов, обложек болгарских дисков.
    К своим лекциям Саша готовился 20 лет. Потому так и вставляет.
    Мы были педагоги самим себе. Что такое музыкальная культура я представления не имел. Но. Достаточно было один раз попасть на вечер Гиппократа и можно было получать диплом Гнесинки.
    Игорь Однопозов, Юра Одиянков, Петя Плетнев со товарищи давали нам тогда такой мастер-класс, что имеющий уши да услышит! Мы зеленые первокурсники поняли как надо. Но откуда они знали как? Для меня загадка. По сути то что делалось в мединституте на сцене в конце 70-х начале 80-х — эра настоящих мюзиклов. Откуда это в Ижевске?
    Лисьи хвосты, запах эмали с автозавода, ритмичные удары дореволюционного пресса…
    -Ты поешь?, -спросил меня Игорь Однопозов, уже после того как я создал «Ризориус»,-хочешь я сделаю из тебя звезду?
    Был такой разговор в самолете. Мы возвращались из Новосибирска, со всесоюзного конкурса агитбригад. И теперь ни на йоту не сомневаюсь Эти ребята смогли бы все.
    Сегодня, смотря бродвейские мюзиклы с профессиональными актерами, именно на Бродвее, первое что приходит на ум, — Ну ничего , нормально, почти как у нас! Правда им бы чуть-чуть нашей энергетики…
    А Лена Богданович, руководитель АСХМ из ДК Металлург. Мы тоже варились все в одном котле. Всемирнопризнанный хореограф. «Норд-Ост» ее! Наш!
    А Владимир Лучников? Народ с магнитофонами готовился к каждой среде. «На эстрадной радиоволне» 21.15.Даже не верилось, что это формат удмуртского радио!
    А Евгений Аксенов, фотокорреспондент из «Комсомольца Удмуртии»? Что он вытворял с простенькой камерой, с пленкой!
    А Евгений Столов со своим «Ижмехсмехом». Два спектакля приравнивались к окончанию двух вузов. ГИТИС и Литературный Институт…
    А Юминов, А Чирцев!
    К сожалению я не пел. Но благодаря хорошим учителям научился чувствовать музыку. И все номера «Ризориуса», начали строиться теперь, прежде всего на музыкальной основе полученной от братьев наших старших. Рисунок мизансцен- на аксеновской композиции, движения на пластике Богданович, драматургия на сценариях Ватлина, и прочая и прочая…
    Бабушкин пришел в «Ризориус» когда мы уже сделали спектакль на музыку «Matt Bianco» он принес столько музыки, что у меня до сих пор лежит почти десяток проектов, до которых, увы, так и не дошли руки…
    И еще, не могу не упомянуть про уважаемого Dr.Gregory.
    Кто не в теме, поясняю: в 80-е годы этот человек без преувеличения был настоящим секс-символом союзного значения. Это был не наш человек. Потому что внешность имел нездешнюю, говорил не по местному, одевался как французский киногерой. Его дискотеки в Ледовом дворце «Ижсталь» сформировали не одно поколение ижевчан…
    Помните знаменитую фразу времен французской революции? «Революцию замышляют одни, делают другие, а пользуются ее благами третьи».Так вот ,все, что есть сейчас хорошего в Ижевске, по культурной и музыкальной части, по части развлечений, придумано и не побоюсь этого слова , создано Вами, людьми из тамошнего времени, «которых уже нет, а скоро вообще не будет». Именно вы намечтали эту жизнь, с хорошей одеждой, ночными клубами, терпимостью, освещенными улицами, возможностью еще при земной жизни ездить на хорошей машине и путешествовать по свету.
    Лекции Бабушкина, на мой взгляд,- это первая ласточка реинкарнации целого поколения, создание настоящего богемного клуба ( Богема, ничего обидного- просто культурообразующая прослойка).
    Саша, джаз- это не музыка пенсионеров, как ты говорил как то на своей кухне, нет. Джаз-это музыка волшебников, которые создают чудеса для других. И немного устали.

    Недавно мне показали несколько гламурных журналов издаваемых в Ижевске. Все как у взрослых. Бесконечные фоторепортажи с открытия новых ресторанов, юбилеи свинок, фотоколлажи главных бухгалтерш в виде принцесс, толстых дядек в исторических костюмах со скрипками, абсолютно пустые глаза бессмысленных телок рядом с папиками разных калибров в модненьких очках. « На презентации были замечены лучшие люди республики»…
    Гриша, наверное, посоветовал бы использовать метамодель. Лучшие по части чего?
    Делайте клуб. Лучшая музыка играется в Лондоне в обшарпанных школьных спортзалах. Дух- первичен. Через год подтянутся блондинки с папиками. Может что то изменится и в их сознании. Изменится . Точно. Будущее формируется сегодня. Рассказывате про настоящую музыку, фильмы, спектакли. И фантазируйте.
    Только нужно хорошо знать о чем фантазировать на сей раз. Ведь все обязательно сбудется. Проверено.

    • Привет, Мансур! После прочтения твоего милого коммента, стало тепло и очень уютно. А то я, что-то о прошлом забывать начал. Тронут, тронут до самых, то есть глубин. Впрочем, на тебя и по телику зырить приятно. Добрый доктор со внешностью самого Мефистофеля доступно и не пошло (это по нынешним временам очень дорогого стоит!) доступно рассказывает о недоступном. Рад за тебя! Ты не изменился в лучшую сторону. Насчет обшарапанных спортзалов ландан-тауна: а Иисус-то, помнишь, где родился? В самых, что ни на есть антисанитарных условиях!

    • Я училась на худграфе УдГУ с 1980 по 1985, где-то в те году «Ризориус», к сожалению, перестал существовать. Моя однокурсница (одногруппница даже, Ирина Бутнарюк), вышла замуж за Сергея Жуплатова, он тоже заметную роль играл в студенческих разных мероприятиях. А Владимир Лучников у нас немецкий вел в Механе, на Приборах (я там два года до худграфа отучилась). Но я была настолько затюканная, из очень скромной семьи, что до протестов тогда еще не доросла. И худграф, который мои однокурсники «дырой» называли, для меня был воплощенной мечтой, во всяком случае, поначалу. Да и сейчас я с благодарностью вспоминаю всех студентов и почти всех преподавателей, особенно Людмилу Борисовну Рылову, которая всегда была очень прогрессивна, она и сейчас «рулит» — проводит со студентами всякие перформансы и хэппенинги. Даже профессуру через это умудряется пропустить. Благодаря ей многие ребята получили очень хороший старт. Вспомнить хотя бы нашу группу концептуалистов «Археоптерикс» (помните дома-упаковки?). А сейчас протестовать вроде как и не принято. Стоит ли? И как? И какими средствами? А толку? Да и против чего?

  7. Nadi:

    Как приятно было это читать. Как понятно и здорово. А еще такая силища чувствуется!!!

  8. music man:

    Дополнение к саге Мансура о гигантах в мединституте 70-80-х. Еще были Гиганты гитары В.Фрейберг и В.Пешкин, замечетельный пианисты П.Мирошин и А.Зеленин, барабанщики А.Дресвин, А.Шевцов и В.Умрилов , бас-гитаристы Ю.Ермолин и О.Владимиров, вокалисты тот же В.Пешкин, А.Соловьев, С.Антонов, Е.Добриян, С.Сарбаев и другие замечательные музыканты и певцы, сочинявшие собственные композиции и без малейшего напряжения игравшие тогдашнюю музыку – от хард-рока до инструментального джаза. Был танцевальный коллектив ВИТА. Был выдающийся танцор А.Файзуллин, он же – постановщик танцев. С ними начинал юным первокурсником играть И.Однопозов. Позднее к нему присоединился Г.Казаков, прославившийся еще до дискотек непревзойденным исполнением мирового хита Дж.Дассена «Елисейские поля». В ту пору в коллективе играли С.Фирулев (бас), Ю.Одиянков (клавишные, барабаны), М.Корюков и И.Торопов (скрипки), периодически С.Соболев (виртуозная гитара) и А.Кузнецов (гитара), Е.Чикуров (барабаны). К этому стоит добавить, что коллектив мединститута стал лауреатом Всероссийского фестиваля «Глазовская весна-77» и концертировал в качестве почетного гостя на этом фестиваля в 1978 г., исполняя в качестве одного из номеров своей программы песню про тогда малоизвестную калифорнийскую гостиницу, Песню написала группа с орнитологическим названием «Орлы». Остальные песни в программе коллектива мединститута были не лучше.

  9. Вишня:

    Если учесть, что джаз в Союзе запрещали, то он по определению должен быть хорошим и настоящим. Как всё то, что в Союзе запрещали.
    Правда, я до джаза, до добровольного его прослушивания, ещё не доросла. Но уважаю.

  10. Вишня:

    Наверное, чтобы понимать джаз, нужно или быть высокообразованным в музыкальном смысле, либо просто «по-настоящему крутым чуваком». Или хорошо изображать первого, либо второго.

  11. arnold:

    гриша! манс! очень приятно вас читать! и замечательно, что есть джаз-клуб в ижевске. и бабушкин.
    а в монтре нынче случилось — прям в этом году — невозможное: гран-при получил наш пианист. наш, гнесинец, сидоренко ему фамилие. запомните, ребята. и группа у них чумовая «паромщик люда». играют так круто, как я, наверное, не слыхал давненько. ну или никогда.
    привет городу и всем-всем-всем!

  12. Георгий:

    Георгий Сергацкий

    ЕРАЛАШ,
    ИЛИ МНОГОЛИКАЯ СЕКСУАЛЬНОСТЬ
    (Из книги «Изнанка любви или опыт трепанации греха…» )

    Не так ли мы устроены, как в музыке ноты –
    один для других и не похожи друг на друга?
    П. Шелли
    «Сексологи нередко выбирают свою профессию потому, что их воодушевляет огромный диапазон интимного поведения людей» (Й. Дрент). «Разные индивиды всюду и везде, имеют не только количественно неодинаковый уровень сексуальных потребностей, но и качественно разные, не сводимые друг к другу иерархии личных жизненных ценностей». «Многие тонкие градации сексуально-эротических переживаний, например, удовольствия и наслаждения… еще ждут своей психологической операционализации. Слабо разработано понятие интимности»» (Н. Симоненко).
    «…Синтаксис глаголов на сексуальную тематику открывает нам две весьма различные модели сексуальности. Первая напоминает нам содержание курса по этике и психологии семейной жизни, а также справочники для новобрачных и прочие санкционированные взгляды на данный вопрос: секс – это совместная деятельность, которой занимаются два равных партнера по обоюдному согласию, детали при этом не уточняются. Вторая модель более мрачна, нечто среднее между социобиологией млекопитающих и феминизмом в духе Дворкин: секс – это насильственный акт, провоцируемый активным участником-мужчиной и направленный на пассивную участницу-женщину, эксплуатирующий и наносящий последней урон. Обе модели отражают человеческую сексуальность в полном спектре ее проявлений, и если язык является нашим гидом, то первая модель пригодна для разговора на публике, тогда как вторая является табу, широко признаваемым в частной жизни» (С. Пинкер).
    «При этом наши знания о мире больше не ограничиваются опытом одной жизни – передаются из поколения в поколение». «Но, научившись делиться своими моделями материального мира, мы обнаружили, что модели других людей в некоторой степени отличаются от наших собственных» (К. Фрит).
    Примеры первой модели в духе: «любовь – это «великий Бог» (Платон) или, как минимум, «каприз тела» (Ш. де Лакло). Влечение, удовольствие, нежность и даже самопожертвование – долгожданные подарки и душе, и телу. Короче: «жил-был мужчина и жила-была женщина. И они любили друг друга» (Д. Джером). Но чувства непостоянны, а потому издержки неизбежны. Этим занимается чуть ли не вся мировая литература и другие коммуникации и коммуниканты. Несмотря на то, что тема избита до полусмерти, а рецепты попсы от психологии – «как стать счастливой» – набили оскомину, несчастных меньше не становится.
    Описание мужчиной ощущений женщины. «О, какую огромную разницу почувствовала я между выражением грубой животной страсти, возникающей от простого плотского совокупления двух полов, и сладчайшим возбуждением, порывом восторга, венчающего взаимную страстную любовь, при которой два сердца, соединенные нежными и верными узами, бьются в экзальтированной радости».
    «Наслаждения, предаются ли им короли или нищие, какими бы сильными они ни были все же остаются вульгарными наслаждениями; ибо только одна любовь способна придать им утонченность и возвышенность» (Д. Клеланд).
    Романтическое. «Любовь – это выход за пределы своего «Я» и слияние с тем прекрасным, что заключено в другом человеке» (П. Шелли).
    Натуралистичное. «Моя сладкая маленькая потаскушка Нора, я сделал, как ты велела, моя грязная малышка, и кончил два раза, когда читал твое письмо. Я счастлив, что ты любишь, когда тебя трахают в зад. Я вспоминаю ту ночь, когда я так долго любил тебя сзади. Моя штука часами оставалась в тебе, я снова и снова входил в тебя снизу, я чувствовал твои огромные жирные вспотевшие ягодицы на моем животе, видел твое разгоряченное лицо и обезумевшие глаза» (Д. Джойс).
    Животное. «Половая любовь – по существу не любовь, а лишь природно-орудийное влечение» (М. Гершензон).
    Жизнеутверждающее. «Любовь не жалобный стон, а торжествующий скрип кроватных пружин» (С. Перлмен).
    Интригующее. «Ты похоти своей даешь любви названье…
    От похоти к любви дорога-то длинна» (Джелаль-эд-Дин).
    «Мы часто слышим слово секс,
    И как же люди от него хмелеют….
    Да, только разница большая есть…
    Когда Вас любят, а когда имеют…» (И ПРО ЭТО).
    Драматическое. Любовь – это когда нет влечется к нете, не зная, что неты нету (С. Кржижановский).
    Ироничное. Что такое побои – известно, а вот что такое любовь – до этого никто еще не додумался» (Г. Гейне). «Если там есть хоть одно пристойное слово, то это потому, что я его просмотрел» (М. Твен).
    Гедонистическое. «Любовь, однако, есть высшее наслаждение, блаженство, чувство бесконечности» (Л. Фейербах). «…Благочинным тоже Хрен огромный по нраву и по вкусу» (Приапова книга).
    Физиологическое. «Мочеполовая система мужчин работает по одному принципу: почки вырабатывают мочу, которая идет в мочевой пузырь. При переполнении ее нужно куда-то слить. И не важно куда: в унитаз или соседу на забор.)))) Точно так-же и со спермой…» (С. Бикеев).
    Восторженное, женское. «…В любви все взрывное, одержимое, иррациональное, чудесное, опьяняющее, мечтательное. Любить – это длительная работа, доверие, коммуникация, приверженность, боль, наслаждение» (Ш. Хайт).
    Пустопорожнее, женское. «Любовь это не просто эмоции, которые люди ощущают в отношении других людей, а комплекс, связывающий вместе эмоции двух или нескольких людей; это особая форма эмоциональной взаимности» (А. Баэр). «Секс физиологичен, а любовь нет. Любовь не имеет ничего общего с физическим телом. Она связана с эфирным телом, но если она не осуществлена, то может страдать и физическое тело. Должны удовлетворяться нужды не только физического, но и эфирного тела. У него свой голод; ему тоже нужна пища. Такой пищей является любовь» (М. Стафеева, йог).
    Рациональное. «Когда в тебе воспылает буйное и неудержимое желание, излей накопившуюся жидкость в любое тело» (лат.). «Удовольствие полезно» (Д. Истон, К.-А. Лист).
    Вокруг да около. Любовь – всего лишь «половое чувство, выраженное поэтически» (Р. Акутогава), а также «чувство благодарности за наслаждение (О. Бальзак). «Ангелы зовут это небесной отрадой, черти – адской мукой, люди – любовью» (Г. Гейне)
    Преувеличенное. Сексуальный инстинкт – «универсальный источник универсального удовольствия» (М. Фуко). Он «руководит всей психической и физической жизнью» (Г. Каан).
    Всеобъемлющее. «Есть любовь – страсть и любовь – милосердие, высшая форма милосердия. Есть притворная, эгоистическая, иллюзорная, эфемерная, несчастная, безнадежная, обманутая, ангелическая, платоническая, нарциссическая, куртуазная, беззаветная, пылкая, безумная, чувственная, инстинктивная, вдохновенная, благодатная, волшебная, неизреченная, серафическая, экстатическая, мистическая, вселенская, саморазрушительная, мучительная, мученическая, параноидальная, неразделенная, расчетливая, животная, хищная, отпускная, курортная, пляжная любовь…» (И. Гарин).
    Боготворческое. «Так как человек создан по закону «полового деморфизма», то есть принадлежит либо к мужскому либо к женскому полу, то этот половой деморфизм и вбирает в себя из глубины духа ту исконную потребность любви, которая есть сущность человека» (В. Зеньковский).
    Мистическое. «…Слишком страшною божественною тайной мне кажется любовь, чтоб говорить о ней» (Д. Мережковский).
    Академическое. «Любовь включает в себя жизнеутверждающие инстинкты и влечения «живой плоти» и даже немыслима без них ни в своем генезисе ни по существу (БСЭ).
    Примеры второй модели – половой акт есть преступление, насилие над партнером. Только физическое унижение объекта любви дает человеку возможность реализовать половое чувство (по Фрейду). Интимность – сокрытие постыдного процесса анально-генитального осквернения. Поскольку воображение заполнено кощунственными ассоциациями в адрес партнера по совокуплению, то это и есть ненависть – изнаночная сторона любви. По умолчанию между мужчиной женщиной в лучшем случае возможна дружба на основе просвещенного цинизма. Тема вызывает неприятие даже со стороны сексологов и психоаналитиков, которые, понимая присутствие в половой любви явных противоречий, стыдливо прячутся за словом «амбивалентность».
    Вопрос – половина ответа. «Вы можете заснять преступление и получите Пулитцеровскую премию. Половой акт законом не запрещен. Он приятен. Почему же снять его – преступление?» ( М.Форман – режиссер к/ф «Народ против Ларри Флинта»).
    Вопрос – ответ. «А стали бы люди обременять себя сексом, если бы вы отняли у них мечты об унижении и мести?» (Д. Стейд).
    Прозаическое. «Любовь …создание возвышенное наравне с подлейшим…» (П. Мантегацца). «Похоже, что об этих аффектах человек хранит глубочайшую тайну, а сообщить о них удерживает непреодолимое чувство стыда» (Ш. Ференци).
    Рифмованное.
    «На свете живешь, к наслаждениям плоти стремясь,
    Но то, что приносит тебе наслаждения – грязь» (Аль-Маари).
    Эротическое. Воплощением Эроса является не что иное как ж… – место заветное, алчное, скрытое где-то там у женщин или упругое, энергичное и подчиняющее у мужчин. В самой грязной части тела прячется обещание растворения в невыразимой сладости отчаянного бесстыдства.
    Парадоксальное. «Изнанка любви – ненависть» (япон.). «Естественная любовь – …усложненная ненависть» (К. Льюис).
    Язвительное. «…Безлюбая любовь ниже пояса» (М. Мурзина) отличается от любви любой (надо полагать исходящей опять же из мест не выше пояса) лишь способом выражения анально-генитальной «благодарности».
    Шабаш. «Любовь и дерьмо, дерьмо и любовь, любовь – дерьмо; стоит тебе поставить между любовью и дерьмом знак равенства – и конец света обеспечен» (В. Платова).
    Назидательное. «Не забывайте, что похоть относится к сфере дьявольской власти» (И. Дрент). И если «…похоть козла – Божий дар» (И. Тэн), значит Богу дьявол зачем-то нужен!
    Эгоистическое. «…Любовь вожделения предполагает… реальную потребность, благодаря которой… – ты есть добро для меня» (Иоанн Павел II). «…Долой формулу давнего прошлого «я тебя люблю» – пусть ее заменит единственно настоящая: «я тебя хочу» (П. Брюкнер)..
    Гомосексуальное. «Любовь – всего лишь грязный трюк, который проделывают с нами исключительно для продолжения рода человеческого» (С. Моэм).
    Заботливое. «Половой акт заключает в себе величайшее низведение женщины» (О. Вейнингер).
    «За все наши мужицкие злодейства
    Я женщине воздвиг бы монумент» (И. Губерман).
    Загадочное. «Лицо человека – это обман и притворство, а попа искренняя – ведь ее нельзя контролировать. Попа всегда будет нашей бессознательной, животной частью, она не сможет нас обмануть, как не сумеет скрыть свою истинную природу, порывы и терзания. Попа – это невидимая сторона, изнанка нашей личности…» (Ж.-Л. Энниг), «дыра Дьявола», где хранятся «самые интимные тайны» (М. Турнье).
    Злое. Сокрытием своего главного дела человек признает, что он негодяй в силу самой природы полового акта. «Человек в нем отвратителен, а свинья прекрасна, хотя и остается всего лишь свиньей. Он художник канализации, поэт убожества» (М. Якуб об одном из своих мужчин).
    Покаянное. «Душа Артура летала вокруг его тела кругами и маялась, не испытывая особого желания войти. С этим вместилищем у нее были связаны не самые лучшие воспоминания…» (Д. Адамс). Совестливый «при виде девушек сразу чувствует себя подлецом» (Г. Малкин).
    Благоразумное. «Любовь – это тайна: хочешь ее сохранить – не говори о ней никому, даже тому, кого любишь» (К. Мелихан). «Хочешь быть счастлив в любви – никогда про это не думай» (В. Пелевин).
    И, наконец, объективное. «Любовь – это все, и она воздействует на все, и о ней можно говорить все, и ей можно все приписывать» (Д. Бруно). «С какой стороны ни возьмись за проблему эротического, всегда остается ощущение, что сделал это весьма однобоко» (Л. Андреас — Саломе).
    Таким образом, «Ум принял все,
    а сердце – лишь частицу.
    Кому поверить?» (Л. Болеславский).
    Только себе! Во всяком случае так можно понять Лакана – самого продвинутого психиатра, – заявившего: «Как только начинаешь говорить о любви, тотчас превращаешься в имбецила»1. Единственный выход – «не отступайся от своего желания» (Ж. Лакан).
    Итог. «Любовь – и это все, и это все, что мы о ней знаем» (Э. Дикинсон). «Любовь – это такая парадоксальная материя, которая существует в виде самых разных форм и призраков, о которых можно сказать все, что тебе хочется, и это скорее всего будет справедливо» (Ф. Тэллис). «Любовь – это настоящий клубок парадоксов. Она существует в столь разных формах и вариациях, что вы можете говорить о ней все что угодно – и, скорее всего, окажетесь правы» (Г. Финк).
    «При изучении идей необходимо помнить, что требование практической ясности проистекает из сентиментального чувства, окутывающему туманом запутанность факта» (А. Уайтхед). «Как мы переживаем мир, так мы и действуем». «У каждой личности есть взгляды на то, что есть, а чего нет». «Многие люди создают в воображении то, что они переживают. Некоторые созданы для того, чтобы верить согласно своему переживанию» (Р. Лейнг).
    «Каждый человек воспринимает реальность по своему» (В. Руднев). «Субъективное – это целый внутренний мир ощущений, идей, эмоций, импульсов, предвосхищений и восприятий, воспоминаний, фантазий и образов, телесного осознания, принятия решений, ассоциирования, установления взаимосвязей, планирования, и так далее, и так далее» (Д. Бьюдженталь). «Наши жизненные переживания могут быть результатом непосредственного чувственного восприятия, но глубина и емкость его, а, следовательно, и интерпретация их у каждого своя». «Хотя природа наградила нас одинаковыми органами чувств, мы часто смотрим на одни и те же события по-разному» (К. Робинсон). «Разум и дух присутствуют в болезненной психологической жизни так же, как и в здоровой. Но истолкования такого рода, должно быть, лишены какой-либо причинной значимости. Все, что они могут сделать, это лишь бросить свет на некое содержание и ввести его в определенный контекст» (К. Ясперс). «Использование образно-ассоциативного мышления в обычном словоупотреблении также именуют не мышлением, а чувством». «Люди склонны объяснять «своим чувством» все, действие чего в себе они не понимают. И чем больше человек в себе не понимает, тем чаще он говорит о своих чувствах» (Психологос).
    Другими словами, «о чем бы вы не сказали «является», оно на самом деле этим не является» (А. Кожибски). Как в философии:
    «Считаешь ты, мудрец,
    Презренным дурака,
    Но ты и сам глупец
    По мненью дурака» (Марзбан-наме).
    «К началу XIX века Иммануил Кант, «мудрец из Кенигсберга», положил конец традиционной метафизике, заодно создав и потребность в современной психологии своим ставшим классическим определением: реальность не познается нами напрямую, мы лишь познаем свое внутреннее ее восприятие. Он не говорил, что внешней реальности не существует, просто мы можем познавать ее исключительно субъективно» (Д. Холлис). Ведь «раздражители, поступающие в психику изнутри тела» (З. Фрейд), да и снаружи, одни и те же.
    «…Любовь не поддается объективному научному исследованию, даже с использованием тех, довольно нестрогих подходов, которые мы называем клинической наукой и психоанализом. В основе науки лежит ее способность прогнозировать результат. Любовь непредсказуема. Взаимодействие формирующих ее сил происходит в субъективной сфере психики индивидуума, о которой наука имеет лишь приблизительные представления. Поэтому когда мы хотим получить информацию о любви, мы не изучаем научную литературу, а скорее читаем художественную» (С. Ливайн). «Обращение к понятийному аппарату Фрейда, без сомнения, создает удобное поле для психоаналитических экзерсисов, но, сводя образ человека исключительно к анализу его внутренней структуры, игнорирует богатейшую палитру прочих раздражителей. По большому счету человек не сводим к властному сюжету психоаналитических штудий и много богаче всякой обобщающей схемы» (А. Ястребов). «Этические сложности в психоанализе возникают уже с фрейдовского противопоставления общественной морали «аморальным» сексуальным влечениям субъекта. Этот конфликт, по Фрейду, ответственен за невротизацию. В 1920-е годы, однако, такое противопоставление становится для него неоднозначным. В отношении субъекта с моралью появляется «внутренний» посредник – инстанция сверх-я» (В. Мазин), тот самый стыд.
    «Бытие никогда не совпадает с самим собой и потому неисчерпаемо в своем смысле и значении» (М. Бахтин). «Ни один человек, хоть сколько-нибудь знакомый с проблемами, с которыми он имел дело, не может не осознать, какая огромная концентрация научных изысканий и размышлений потребовалась, прежде чем хотя бы одно предложение на языке математических функциональных уравнений могло быть сформулировано в отношении психической жизни людей» (Л. Бинсвангер). «Мы оказались в области гуманитарных наук, которые, в отличие от естественных наук, не поддаются точным измерениям, но к объективной реальности которых нам удастся приблизится посредством нашего субъективного понимания. Это вовсе не значит, что научный характер гуманитарных наук берется нами под сомнение, – просто мы имеем дело с двумя разными научными парадигмами. В гуманитарных науках нередко удается довольно точно описать те или иные процессы. С другой стороны, в естественных науках многие процессы описываются лишь приблизительно, как в современной атомной физике лишь с определенной вероятностью» (П. Куттер).
    Причина ненаучности гуманитарной сферы – в языке, в неопределенности значений слов. В гуманитарных науках имеет место не точность, а «многозначность понимания» (wikipedia.org). «То, что Фрейд, в очень широком смысле, понимает под сексуальностью, не вмещается в то, что физиолог понимает под сексуальным влечением, и, тем более, в то, что психолог, философ или теолог понимают под словом любовь» (Д. Кристев). «В некотором смысле о любви говорить труднее, чем о жизни и смерти. Трактовки жизни и смерти авторами, придерживающимися разных философских взглядов, представляющих разные культурные контексты и обладающими разным личным опытом, с разным опытом, конечно, достаточно сильно различаются, но, по крайней мере, нет разногласий по поводу предмета обсуждения – что имеется в виду, когда говорят о жизни или смерти. Иначе обстоит дело с любовью – то, что называют этим словом, гораздо более разнообразно и не всегда совместимо между собой, и язык здесь гораздо больше мешает, чем помогает» (Д. Леонтьев).
    «О любви никто на свете
    Верных слов не может выдумать
    Тихо дует этот ветер
    Молчаливо и невидимо» (Р. Бернс).
    «С точки зрения философии, душа – это бездна, в которой неведомо как и откуда рождаются смыслы. Даже если они появляются, то не в той форме, в какой они были изначально, а в превращенной форме. Человек, как существо телесное, транслирует смысл через язык, который телесен и ограничен системой знаков. Именно последнее накладывает ограничение на смысл, который открывает нам бездна» (В. Трынкин). «К числу более «молодых» образований относится язык, выразительные средства которого, несмотря на богатое поэтическое и эпистолярное наследие, сильно уступают богатству эмоциональных переживаний, возникающих в любви». «Недостатки нашего описания, скорее всего, исчезли бы, если бы психологические термины мы могли заменить физиологическими или химическими. Они тоже только составляют образный язык, но язык, знакомый нам гораздо более долгое время и, возможно, также более простой» (З. Фрейд). «Мы живем в языке, а не в стране» (Э. Чоран).
    «Понятие о чем-либо и само это что-либо не одно и то же» (С. Болдырева, Д. Колесов). «…Мысли и чувства нельзя отождествлять с самими словами как таковыми». Кроме того, «в языке имеется модель пола людей (точнее, две модели), а также понятия интимной близости, власти и справедливости», но «язык как окно в человеческую природу» сам по себе вносит индивидуальные искажения» (С. Пинкер). «Реально семиотика любви, будучи чрезвычайно богатой на импровизации, вариации и комбинаторику составляющих своего «словаря», очень ограничена в арсенале знаковых форм, употребляемых на практике» (А. Флиер). «Наша беда не в том, что люди знают слишком мало, но в том, что они знают много того, что не соответствует действительности» (М. Твен). Видимо, желание и способность познавать и выражать себя – это та или иная степень чувствительности плюс инструментарий, полученный образованием в части освоения понятий. «Люди прежде всего следуют за авторитетом, а его можно завоевать, только сделав что-то, что поддается их пониманию» (З. Фрейд).
    «Среди всех специальных разделов медицины позиции психиатрии наиболее уязвимы, а сама эта отрасль пользуется наименьшим авторитетом. Во многом это объясняется тем, что, в отличие от других разделов медицины, психиатрия испытывает огромные трудности с разработкой устойчивой и согласованной диагностической системы» (Ф. Тэллис). «Человеческий язык вообще несправедлив к любовным наслаждениям. Словно нарочно, выражающие эту страсть слова двусмысленны и не заявляют своего значения прямо. Они как будто скрываются в тени, оставаясь в ней смутными, трудно угадываемыми силуэтами. Протяни к ним руку, попытайся нетерпеливо стиснуть в кулак – и словно тень Эвридики растают легкие видения, отлетая с печальным криком в непроглядный мрак» (С. Пролеев).
    «Слова – это глупцы,
    Которые слепо следуют, как только им указали, куда идти.
    Но мысли – это зимородки, обитающие у заводей
    Безмолвия; их редко видно…» (З. Сэссун).
    «Давайте вернемся к реальности!» (О. Бальзак). «Строго говоря, никто не видит реальность такой, какая она есть. Если бы это произошло, то день великого прозрения был бы последним днем жизни на Земле. Тем не менее мы полагаем, что наше восприятие адекватно отражает реальность и позволяет сквозь призрачный туман вскрыть скелет мира, великие тектонические складки. Многим, пожалуй даже большинству, недоступно и это: они довольствуются словами и намеками, как сомнамбулы, бредут по жизни, ограничив себя набором условностей. То, что мы называем гениальностью, на самом деле всего лишь редко встречающаяся чудесная способность расширять просвет в этом тумане фантазий и воочию видеть новый, дрожащий от пронзительной наготы сколок доподлинной реальности» (Х. Ортега-и-Гассет).
    Согласно терминизму «общие понятия – это слова, которые не имеют соответствующей объективной реальности». С научной точки зрения, первое требование которой, начиная с понятий, четкое определение границ существования чего-либо, такие слова как страсть, эрос, похоть, любовь, далеки от определенности и потому ненаучны. Гуманитарная сфера насыщена такими понятиями.
    «Литературный способ воспроизведения действительности абсолютно достоверен лишь для пишущего, хотя иной раз мы понимаем автора лучше, чем он сам себя» (И. Кант). «Чем более понятия общи, отвлечены, тем более можно находить противоположные ему: следовательно, тем более может быть здесь произвола и тем менее имманентного движения понятий» (Р. Лотце).
    Если принять во внимание бесчисленное множество способностей восприятия и оценки чувствующими и думающими своего внутреннего и внешнего миров, различную значимость, а также трансформацию их чувств и мыслей в различных обстоятельствах, то станут понятны причины хаоса в толковании, казалось бы, одних и тех же явлений. Здесь же возникают и те «особые трудности», связанные с нехваткой слов и неопределенностью их значений. Описать эмоции языком других наук также не удается. «Как вы собираетесь объяснить в терминах химии и физики, что такое первая любовь» (А. Эйнштейн).
    «Психология – это выражение словами того, что нельзя выразить» (Д. Голсуорси). «Особенные трудности возникают при построении языковых моделей самых глубоких интимных чувств, поскольку они не поддаются полной и абсолютной интерпретации» (Ф. Скэрдеруд). «Словарь, относящийся к области любви, столь беден, что поэтам приходится выбирать между клише, непристойностями и эвфемизмами» (З. Хамбургер). «Хотя психологи пытались объяснить обычную, непатологическую любовь, они постоянно были вынуждены описывать любовь языком поэтов и схоластов» (Ф.Тэллис). Добавьте к этому хаосу присущие нашим толкованиям любви искажения, которые вносят люди с целью сокрытия истинных намерений, и получите коммуникативный ералаш. «Любовь так искажена, профанирована и опошлена в падшей человеческой жизни, что нужно найти новые слова» (Н. Бердяев).
    «Повсеместно ощущается, что терминами психиатрии и психоанализа почему-то не удается выразить то, что «действительно подразумевается» (Р. Лэйнг). «Люди избавились бы от половины своих неприятностей, если бы договорились о значении слов» (Р. Декарт). «Теория человека сбивается с пути, если она впадает в описание человека как машины или органической системы естественных процессов». «Цель образования компенсировать недостатки наших инстинктивных способов мыслить о физическом и социальном мире» (С. Пинкер). «Психология как научная дисциплина существует лишь немногим более ста лет. Я уверен, что со временем психологи найдут что измерять, и разработают приспособления, которые помогут нам сделать эти измерения очень точными» (К. Фрит).
    «Мы будем употреблять термин генитальное возбуждение тогда, когда речь будет идти о непосредственной генитальной реакции: набухании полового члена за счет притока крови, что ведет к эрекции у мужчин и соответствующим эректиальным реакциям у женщин с появлением смазки во влагалище и эрекцией сосков.
    Термин сексуальное возбуждение, кажется, наилучшим образом отражает процесс в целом, включая специфические когнитивные аспекты и субъективное переживание сексуального отклика, генитального возбуждения и оргазма, а также подключаемые к этому соответствующие механизмы вегетативной нервной системы и мимику как часть того, что Фрейд называл «процессом разрядки» (О. Кернберг). «Фрейд видел в любви выражение или своеобразную сублимацию полового инстинкта. Он рассматривал половое влечение как результат мучительного напряжения, химического по своей природе, которое требует разрядки. Австрийский психиатр подчеркивал, что факт половой потребности у человека и животного биологи выражают в биологии тем, что у них предполагается «половое влечение». При этом допускают аналогию с влечением к пище и голодом. Соответствующего слову «голод» обозначения не имеется в народном языке; наука пользуется словом «либидо» (П. Гуревич). Э. Фромм заменил слово «инстинкт» на «органическое влечение». Мы бы назвали первопричину любви словом «зуд», имея в виду, что «любовное чувство обусловлено одними и теми же биохимическими реакциями (повышением секреции адреналина, серотонина, дофамина, половых гормонов, эндорфинов)» (Т. Проценко).
    Вывод. Обобщения и так называемая объективность в психологическом мире индивидуальностей невозможна. Различная чувствительность и степень освоения понятий, а также бедность языковых средств, особенно в интимной сфере, где постыдность самого деяния, к тому же, не располагает на откровенность, – исключают возможность полного понимания того, что на самом деле подразумевается. Разброд в толковании подразумеваемого свидетельствует о том, что психология научной дисциплиной не является. «Глубинная психология относится к искусству и гуманитарным наукам, но не к естественным наукам или медицине» (из обращения (1996г.) бывшего президента Американской психиатрической ассоциации Алана Стоуна), «выразившего общее мнение». «Психоанализ сохранится как нарратив, с помощью которого мы понимаем жизнь и размышляем о ней как о духовном приключении» (Ж. Парис).
    Имбецильность – психическое недоразвитие, средняя степень умственной отсталости (олигофрении) между идиотией и дебильностью» (Словарь иностранных слов).

Оставить комментарий

    Подписка
    Цитаты
    «Если вы заметили, что вы на стороне большинства, это верный признак того, что пора меняться».
    Марк Твен
    Реклама