СПАГЕТТИ ПО-СИЦИЛИЙСКИ.

«Не трогайте здесь ничего — обожжетесь!
Держите-ка лучше руки в карманах»…

Поль Элюар.

Постер к фильму "Баария".Итальянское кино, как и настоящую итальянскую пасту, можно вкушать так, безо всего. Вхолостую. Сварить в воде и есть. Я имею в виду актуальные макароны. Дорогие. Не лицензионные. Не идентичные. Аутентичные. Из твердой пшеницы, напитанной солнцем Апеннин. Желательно «hand made”. Чтобы и мука, и вода, и соль, и воздух, и солнце — все было родное, апеннинское. Последний фильм Джузеппе Торнаторе «Баария» можно глядеть без «долби», «Full HD”, и, конечно, «3 D”. Все заходит без соуса, диспергированного пармеджано реджано, и, даже без стаканчика «кьянти». Давненько я не видел ничего подобного. Нет, правда, два с лишним часа киноповествования, пролетают мгновением. Кромешный, не характерный для европейского кино, экшн. Два с половиной часа надпорогового смеха и тонкого издевательства над тем, к чему мы, русские, привыкли относиться серьезно и слезливо. Тарнаторе смеется над соотечественниками, пережившими ужасы войны и режима Муссолини (!). Мы же о кремлевских деЯтелях и Великой Отечественной мясорубке вещаем гранитным голосом, с бледными, сугубо траурными лицами, и непреходящим пафосом в глазах, при еле сдерживамых слезах. Ничего ведь не поделаешь. Время было такое. Кто-то Черчилля во всем винит, кто-то ссылается на солнечную активность. Планета, как-то неожиданно свихнулась. Вся. А режиссер смеется! Да. От безысходности лучше ржать!

Чего только стоит сцена в варьете, где первый герой-любовник исполняет неаполитанскую печальную песню о жестокой девушке, нежно обращаясь при этом к портрету дуче. За ним приходят люди в черном. Вяжут. На глазах у веселящейся публики. Певец брыкается и орет: «Разве я написал эту тупую канцоне? Арестуйте тех, кто это сочинил!» Это примерно так же, как если бы Леонид Осипович Утесов, в тридцать седьмом, во время концерта, нежно глядя на портрет ухмыляющегося Старшего Брата исполнил своим мурлыкающим тенорком: «Любовь нячаяна нагряне-ет»…. У моей бабушки огромный гипсовый барельеф Герералиссимуса «в профиль» висел в будуаре, прямо над брачным ложем. Видимо, зачатие моей матушки происходило под неусыпным взором Вождя народов! Фигура Гитлера, сказывают, очень сексуально возбуждала Сальвадора Дали. Он мечтал прикоснуться к трогательному женскому телу фюрера. Одна моя знакомая пожаловалась, что уж третью ночь кряду занимается любовью с Путиным. Я думаю, что это шизофренический манифест!

Кадр из фильма "Баария".

Наши кинодеятели, тут, к очередной годовщине Победы, наснимали много чего. Что-то вышло о кей, что-то не очень. Осмотрел я и «Брестскую крепость», и «Утомленных солнцем» Никиты Сергеича, и «Край» Учителя. Знаете, что я вам скажу: неплохо, очень неплохо, но уж, очень, как-то, серьезно. Переполнено трагизмом. Скорбью-печалью. Обождите. Тарантино же показал, как это делается. «Бесславными ублюдками». Он показал вам, ребята, как нужно снимать кино о войне. До чего же хорош там Брэд Питт! Квентин протоптал дорожку, наметил вектор, задал тон. Что ж вы за старое?

 

Нет, не стану спорить, в прошлом веке подобный формат и эстетика военного киножанра были именно такими по причине всё ещё острого запаха гари этой дурацкой войны. Теперь же лица участников дикого противостояния (Сталин, Гитлер, Муссолини, Франко) поистерлись и поистрепались. Многое переосмыслено, многое забыто. Многое похоронено.Пора меняться!

 

Ну, а разве не забавно, что Мы, Великая Нация с Нашим Великим Языком, позволяем сгонять себя в лагеря. Думаю, что наша страна, как это ни забавно, до сих пор — лагерь, а возлежим мы теперь не на итальянском диване перед плазмой «Тошиба», а все еще на нарах, бля, на нарах, и смотрим на «небо в клеточку». Да, я с полной ответственностью заявляю, что телевидение — виртуальный эквивалент тюремного окна, что бы они там не показывали. Мы все, самолично и благосклонно подставляем и задницы, и передницы под власть. Участвуем во всех мистериях, режиссируемых людьми с не очень высоким IQ. Да не называй они себя царями, генсеками и президентами, вы их и на порог-то бы не пустили. Что нас заставляет терпеть лидеров, что приводят нас к краху, кризисам и катаклизмам? Не знаете? Я знаю. И сейчас вам скажу. Это — пафосные чувства. Пафос, переживаемый по поводу собственной глупости. Ленни Риффеншталь,талантливая кинодива, например, всю жизнь, не могла отмыться от тени фюрера. Она говаривала: «Я и понятия не имела, кто он такой? Вы разве знаете, и сразу понимаете, куда вас ведут современные политики»? Ребята, куда нас ведут? Не знаете? А идете! Бандерлоги идут в пасть к Ка. Гипнотизм власти? Смешно? Ха-ха-ха. Хотя в раннем детстве эта сцена из «Маугли» произвела на меня-малютку неизгладимое впечатление.

 

В одном современном учебнике истории (дай бог, здоровья, его создателям) прочел, что Николай Второй — был плохим топ-менеджером, а Сталин — хорошим. Что последний умело использовал человеческие ресурсы во время индустриализации Страны Советов. Я так понимаю, что под «умелым использованием ресурсов» надо понимать, что в топку индустриализации летели человеческие тела, судьбы, согревая при горении тщеславие странных обитателей за зубчатой стеной. Это тоже смешно! Нет, правда — смешно. А что еще можно с этим поделать? Правильно — посмеяться. Над своей тупостью, над своей покладистостью, над своей подкладистостью.

Кадр из фильма "Баария".

 

Уроки прошлого не усваиваются патетикой, возвышенностью. Негативный опыт, исторический ли, индивидуальный ли, возможно интегрировать, и использовать для профилактики повторения злоключений, только через смех. Неважно какой, гомерический, сардонический, саркастический, иронический. Главное — смеяться над собой. Рано или поздно. Это может привести к тому, что мы станем учиться на чужих ошибках, чем и занимается весь цивилизованный мир. Россия — это плацдарм для ошибок. Специально созданный накопитель социальных ошибок. Помните, что говорил германский политик : «Да, я верю в победу социализма в одной, отдельно взятой стране. Только надо взять страну, которую не жалко». Мы пока не учимся даже на своем лоховстве. Сколько ни бей нас, сколько ни «пускай в расход», снова…снова мы допускаем ситуацию, дивно отраженную Полем Элюаром:

 

Сильный в тюрьме, а слабый у власти,

Жалок король…королева на троне…

Плакат "Пора меняться"!

 

Одна известнейшая актриса, народная артистка СССР, между прочим, лежала в психоклинике (Кащенко) в отделении для отпетых шизофреников. С нею случилась депрессия. Тому была уважительнейшая причина. Погиб ее сын. В авиакатастрофе. Самолеты иногда падают на землю. Не часто. Но падают. В отличие от прочих обитателей дурацкого дома, служительнице Мельпомены позволялись некоторые вольности. Каждый вечер, она, переодевалась в вечернее платье, делала прическу и макияж, перемещалась в «красный уголок» отделения с никогда неработающим телевизором-пенсионером и зачуханными шахматами, садилась в кресло. На журнальный столик с качающимися ножками и прожженой окурками столешницей ставила маленький японский магнитофончик, включала его и плакала, слушая записанный на ленту голос своего умершего сына. ВТО-шная тушь стекала по ее щекам. Действо это происходило ежевечерне, занимало около часа кряду, без антракту, и , конечно, привлекало внимание вечно скучающего, пахнущего нейролептиками, пациентского контингента. Шизики собирались кучкой в уголке. Подле плачущей народной артистки. Говорю же — от скуки, телевизор не работал. Рассаживались. Наблюдали. Молча расходились по палатам. Один шизофреник-художник на вопрос лечащего врача, о его отношении к этим вечерним посиделкам, сказал: «Она пьет свое горе, как дорогое вино». Это — мы. Мы пьем историю своей глупости, индульгируя самим себе. Мы хронически тащимся от нашего мазохизма. В этом-то и проблема.

 

Проблема в недостатке национального чувства юмора. Чувство юмора — проявление изящности интеллектуального устройства человека, неформальный показатель ума, так сказать. То же можно сказать и целых народах. Если с чувством юмора в социуме этом все о кей, социум жизнеспособен.

Судя по фильму Торнаторе, у сицилийцев с юмором все в порядке, как и с качеством макарон, несмотря на клоуна Берлускони, засилье мафии и постоянно меняющиеся кабинеты министров. Качество и вкус пасты неизменно на высоком уровне. А какой в Италии эспрессо? М-м-м…

Спагетти по-сицилийски.

Я, например, в совершеннейшем восторге от специфического юмора удмуртов, коренных жителей места моего лежбища. Он тонкий. Чем-то похож на английски. Правда. Слышали, ведь, про «Бурановских бабушек». Которые «йестудей» Маккртни поют по-удмуртски. Это наш местный бренд. Их даже хотят послать на «Евровидение». Как-то посчастливилось общаться с этими замечательными старушками после их выступления. Славные, самоидентичные и критичные удмуртки. Одна из них,  симпатичная, очень маленькая и очень старенькая бабка Граня, узнав, что я врач, пожаловалась на боль в руке. Я стал собирать подробный анамнез. На вопрос, после чего заболела рука, баба Граня заявила, что вчера она залезала на крышу, скидывала снег. Это «под восемьдесят»-то? Остальные бабушки стали смеяться и говорить по-удмуртски: «Она (Граня), как та обезьяна в анекдоте, все еще думает, что она умная, молодая и красивая. Умные звери — в одну сторону, красивые в другую, а Граня — на крышу». Хорошо? Отлично. Откуда тогда этот миф о чрезвычайной, в определенном смысле, обидчивости малых наций? Правильно. Спускается с верху. Городские удмурты сердятся, когда их называют «вотяками», их исконным, то-есть, именем. Это примерно то же самое, как, если бы малороссы обижались на «хохол», русские на «кацап» или «москаль». Говорю же, с критикой проблема.

"Бурановские бабушки".

 

Давным-давно одна пожилая удмуртка-доктор, с сильным акцентом говорящая по-русски, рассказывала мне о том, как ее сын Вольдемар (удмурты любят такие имена) купил большой магнитофон. Очень жаль, что через письмо я не могу передать весьма забавный и милый акцент удмуртов, говорящих по русски. Мои соотечественники его слышали. «Волик включил музыку громко-громко. А у меня, Гриша, гипертония, болит голова и громкую музыку я не переношу. Я и стала ругаться, а Волик вжял меня и записал на пленку. Потом дал послушать. Послушала. Дак, чиста вотянка»! Потом мы с ней долго смеялись. Глас народа….

 

Ей-богу, уверен на все сто, что беды наши оттого лишь, что слишком серьезно относимся ко всему, что происходит и в семье, и в стране, и в мире. И не о легкомысленности говорю я вам, а о «легкости мыслей», но не в гоголевском смысле, а в самом, что ни на есть прямом. Ежи Лец давно уж вывел формулу выживания мира. Через смех. Через самоиронию. Не «Мы требуем перемен», а «Пора меняться»!

Опубликовать у себя:

Подпишись на обновления блога по email:

32 комментария
  1. Voroncova:

    Захотел чего! Легкости , безнадрывности, самоиронии и т.п. в нашей-то стране? Шагать и шагать нам до этого по пересеченной местности… Можешь ты себе вообразить, чтоб наших, как Ширака во Франции или Берлускони в Италии судили? Трагедия и фарс в изящном воплощении? Только тяжеловесное, убогое и, по сути бесхитростное, ржание. А Бурановские бабушки вызывают у меня чувство конфуза. Мне кажется, что на них ходят смотреть, как на обезьян в зоопарке. То, что они делают, ассоциируется с дважды перелицованным пальто.

    • Мне кажется, что ты слишком категорична. Забиты мы. Власть, уж извини за банальность, наша с тобой проекция. В ней воплощены наше наплевательское отношение к самим себе, покорность и соплежуйство. В-общем, галлюцинации это всё! Не более. Насчет «бабушек». Понятно, что «бренд» замешан на контрапункте. Соединение несопоставимого. Это — ход. Нет, правда, старушки милые, но очень боюсь, что замучают их. Высосут, все, что только возможно и выбросят на помойку. Одна надежда, что выручит их та же бесхитростность. Пущай бабки в Европу-то съездят. Ничего, кроме коров-то не видывали. В 90-м году нас отправлял в Аргентину наш московский босс, Аарон Белкин. В командировку. Мы с доктором Сарбаевым (помнишь его ещё?) спросили: «Почему же в Аргентину-то? При чем тут психоанализ и Аргентина?». На что профессор, потягивая вишневую трубочку, почти без запинки ответил: «Хоть поедите, как следует. Там на доллар вдвоем целый день питаться можно». Но не поехали. ГКЧП случилось.

      • Voroncova:

        Помню, конечно, я ж при памяти еще… Смешно. А он без иронии это говорил? Я бы назвала нынешнее отношение к власти у некоторых людей отстраненностью и наблюдением. Не так уж и все и покорны. Протесты просто как бы не по политическим мотивам.

    • Виталий:

      пожелание «Легкости» вкупе с прозрачным парящим ангелом считает лучшим моим подарком одна из бывших…

  2. Светлана:

    Самоирония..Дежурство…приемник..три часа ночи. Привезли больного с какой-то буровой. Он в психозе,белая горячка, бормочет что-то про измерение давления в приборах..сопровождает его в дугу пьяный коллега-помбур, который сам с трудом стоит, слегка заигрывает, но к истории развития болезни начальника добавить ничего не может. Не видел..Фельщерица с ними, перепуганная и уставшая. Знает лишь то что оба товарища пришли сами на скорую,во тьме,из леса, попросили подбросить.Документов ни у кого нет..Медсестра что-то пытается написать в истории..И тут на меня нападает дикий ржач. Что-то невообразимое.Наплевать на то, что нельзя, типа я врач, неэтично, недеонтологично и просто не вежливо. И вообше я очень громко смеюсь… Медсестра по началу удивляется, затем тоже начинает улыбаться. Больной впадает еще в большее возбуждение со своими измерениями, пьяный сопроводитель веселиться со мной.Фельщерица пытается вырваться из приемника… страх-то какой…да отмычки у нее нет!И тут входит санитар, который предистории не видел..Бьюсь об заклад- самой сумашедшей в той компашке была я, а больной самым..тихим во всяком случае.Да и может оно так и было, ночь непроглядная,какой там разум в ночи. Но страшно весело все это сумашествие,ради такого веселья стоит просыпаться в 3 утра..

  3. Виталий:

    смех — это оптимальная позитивная форма разрешения стресса без необходимости каких-либо действий…смех это само действие по сбросу энергии, выделяемой организмом в стрессовой ситуации…этакий положительно-полезный стресс

    чувство юмора — способность вызывать этот полезный стресс…разрушение шаблонов, несоответсвие ожиданиям, нарушение стереотипов…механизм примерно такой — разрушение стереотипа — настороженность, тревога — выброс ареналина — мобилизация организма (драться или бежать) — осознавание — смех (облегчение и удовольствие, не считая биобонусов — тренировка мышц, сосудов, легких, выброс гормонв, вывод шлаков с потом-слезами, а можно еще и уссаться и …)

    не думаю, что чувство юмора и способность смеяться зависят от собственно национальности, это такой общебиологический механизм регуляции, на который оказывают влияние культурно-исторические условия

    а с юмором в фильме — перебор, это уже больше клоунада…не люблю цирк и макароны)

    • А маскарпоне, ламборджини и моцареллу любишь?

      • Виталий:

        я даже словами такими не пользуюсь…вместо них простые удмуртские творог, jeep, сыр

        • А также не менее простые и не менее удмуртские: конгруэнтность, гипоманиакальность, сенситивность, анакастность. За доктора Хаоса — особая благодарность. Но это не совсем так. Ничего я не разрушаю. Не Христос я. Просто предлагаю выйти, подышать свежим воздухом. Не более. Но…когда ты мне комплиментируешь (др.-удм.), все равно чертовски приятно. Может, кто бы другой, мне было бы «как-то пармезаново», но…когда ты — очень даже моцареллово!
          «За что же, не боясь греха, Виталя хвалит Казака?
          За то…что хвалит он Некраса»!

          • Виталий:

            ))…пусть хулиганы и подруги говорят, что подпеваю Казакову — мне просто нравится какое-то совпадение мыслей-мироощущений…раздаю координаты твоего блога интересующимся психологией-саморазвитием — с удивлением обнаружил, что не все могут читать твою писанину)

            • Voroncova:

              многие вообще не могут читать

              • По-моему, Василий Аксенов однажды сказал, что надо так писать, чтобы люди привстали на цыпочки. Извини за нескромность.

            • Да я сам понимаю, что это ужасно. Мне мой технический босс тоже говорит, что-то типа: «Гриша, будь проще и люди потянутся к тебе. Убери эти жуткие дарк-артовские картинки. Ты пугаешь всех». Нет, он очень хороший парень, но… Много лет назад во время общероссийского психотерапевтического декадника я делал презентацию своего семинара по психосоматике. Что называется: остапа понесло. Хожу по сцене, ручками машу. Бла-бла-бла. Народ нешелохнувшись слушает, типа, внимает. Никто, конечно ничего не понял. Народу пришло уже потом, на уорк-шоп, много. После презентация одна неплохая психотерапевт мне рассказывает: «Сижу тебя, Валерич, слушаю, а рядом со мной дама — гастроэнтеролог из Тамбова, кажется. Обращается ко мне и спрашивает: «Вам не кажется, что доктор Казаков несет бред»? Я, грит, ей отвечаю: «Бред — это психопатологическое понятие. В данном случае, у доктора Казакова мы имеем дело с ассоциативным мышлением. Подтягивайтесь, мэм»! И еще. Американский суицидолог, настоящий профессор, «из бывших», Марк Антоннучи, наблюдавший за шиканьем моих коллег по цеху,после семинара отвел меня в сторонку и сказал: «Коллега, умоляю, ради всего святого, никогда не позволяйте сбивать себя с толку». Не позволяю. И тебе того же желаю. Don’t give up!

              • Voroncova:

                Вот именно. Подтягивайтесь. Я много думала над тем, как говорить с людьми, как сказать-то… интеллектуально несоответствующими что ли. Мой начальник, например, опускается до их уровня, чтоб понимали. Я ей говорю, что она их унижает этим, потому что говорит, как с убогими. А она говорит, что они меня не понимают. Считаю, что нужно лететь в своем воздушном коридоре. Не понимают — спросят, захотят — поднимутся. Процесс развития.

                • Это как? Присоединяйтесь к нам, барон.

                • Voroncova:

                  Примерно

                • Надежда Шилова:

                  Конечно! Тоже считаю, что опускаться не нужно. Нужно дать людям возможность вырасти, развиваться. Иначе самому опуститься можно.Нужно лететь в СВОЕМ воздушном коридоре. Потому что он свой!

              • Татьяна:

                А мне нравятся арт-картинки. Если, Григорий, ты их сам фотошопишь, то вообще класно!

                • Надежда Шилова:

                  Да! Удивляют. Но не похоже ни на что))) Это же здорово!

  4. Voroncova:

    Как смеяться и над чем тоже немаловажно. Наше бу-га-га по любому поводу и на всех каналах просто омерзение вызывает, а образец самоиронии, на мой взгляд, английский сериал «Дживс и Вустер». Цирк в детстве тоже не любила, но на днях побывала и получила большой позитивный заряд. Всё меняется.

    • «Дживс и Вустер» — это да! Высший пилотаж! Как и «Хаус» между прочим. Никакой патетики в медицине.

      • Светлана:

        Вот как раз «Хаус» высший пилотаж..научной фантастики,а не медицины! Такого в реальности не бывает.Даже ничего напоминающего..Хотя если смотреть с точки зрения самоиронии..

  5. вероника плханова:

    насчет системы. я долго в москве без регистрации жила. подруга моя — журналистка пугала, что московская милиция лютует по этому поводу, сама она пару раз была в «обезъяннике» (раз уж об обезъянах речь зашла). так вот, иду я по красной площади, и вдруг меня окружает конная милиция. кружат вокруг меня, все, думаю, начинается. Милиционер свесился с лошади и говорит: «Девушка, у вас шнурки развязались, осторожнее» ))) И также внезапно уехали. Это с их стороны даже не прикол был, вроде как на полном серьезе подъехали, но с тех пор у меня с милицией всегда отличное взаимопонимание. Недавно в Ижевске у вечного огня фотографировала смену караула. Идут три молодца с АК, я снимаю, и ни с того ни с сего прошу их показать излюбленный знак всех рокенрольщиков. Ребята с автоматами показали мне «V». Снимок в «русский репортер» продам )) Короче, take it easy! или, как, надеюсь, когда-нибудь споют бурановские бабушки (олицетворение гениального пиар-хода):
    easy come, easy go!
    Кстати, столкнулась, что в Ижевске многие не могут на них смотреть… Нет пророка в своем отечестве!

  6. вероника плеханова:

    Да, кстати, почему, вместо того, чтобы радоваться за наших бурановских, мы демонстрируем анти-пати-патри-отизм? «Ой, не позорились бы!» А те, кто не в удмуртии родился, тем и акцент наш нравится, и удмурты, и бабушки… между прочим, в удмуртском языке нет слова Война, и когда бабушки поют Цоя, они это слово поют по-русски.

    • Моя племянница, когда говорит, что она полуудмуртка, тоже очень заинтересовывает масковских пацанов.

      • вероника плеханова:

        да она их в принципе не заинтересовать не может, будь она хоть полурусская ))) она же атомное оружие ))

Оставить комментарий

    Подписка
    Цитаты
    «Задача – сделать человека счастливым – не входила в план сотворения мира».
    Зигмунд Фрейд
    Реклама