ВСЕ АНГЕЛЫ ВОРКУЮТ ПО-НЕМЕЦКИ…

 

Дэвиду Кроненбергу за последний фильм — досталось  и«на орехи», и «на пряники»! И от критиков, и от зрителей. Не больше, чем Никите Сергеевичу Михалкову за «Утомленных солнцем-2,3». Тем не менее — огреб по полной! Широким слоям кино не понравилось. Кино – для слоев узких. Но они молчат! Ни одного комментария от коллег! Те, кто утомлены психоанализом,  иль, напротив, не представляют, что это за диво такое,  фильм «Опасный метод» смотреть не стоит. Фильм рекомендуется для просмотра и обсуждения натурам пылким, глубоким,  ищущим.  Влюбленным в  психологию, либо служащим ей. Читателям журнала «Psychologies» — также просьба не беспокоиться. Сходите на  «Титаник» в 3 D!

Кадр из фильма "Опасный метод"

История, рассказанная в фильме, неплохо известна всем интеллигентным людям, читавшим кое-что кроме «Вога» и выше упомянутого «Psychologies». Особенно свято верит  в нее  народец, полагающий себя эпигонами Фрейда и Юнга. Фильм вполне можно было бы назвать (цитируя Макаревича) – «Ты помнишь, как все начиналось»? или (по Гоголю) – «История о том, Карл Густович Юнг поссорились с Зигмундом Якобовичем (не Якубовичем!) Фрейдом».

Сюжет весьма занятен. Имена отцов-основателей, вернее — отца и сына, основателей научной психологии, на слуху даже у мало-мальских интеллектуалов. Поругались Юнг с Фрейдом не по академическим соображениям. Поножовщина случилась  из-за… Сабины Шпильрайн.  Русскоподанной, между прочим. А где без нас обходится? Ежели где-какая мало-мальски масштабная буча – ищи русский след с еврейским плоскостопием.  Да, именно эта истеропсихопатичная дамочка встала меж двумя гениями. Особенно злорадствуют по этому поводу особи, которых хлебом не корми, а дай пошугать психонализ. Критики психоанализа, как известно, люди, коим психоанализ необходим больше, чем прочим. С ними все ясно.

Помните? Вначале Фрейд и Юнг души друг в друге не чаяли. Карл-Густав преклонялся перед Зигмундом. Считал отцом родным. Боготворил. Фрейд  предложил точку опоры в безразмерности человеческой психики. «Открыл двери»!  Фрейду льстило, что не еврей (ариец) Юнг является поклонником его опасного метода. И тут – эта русская истеричка!

Она – Сабина Шпильрайн, как Марла Сингер в «Бойцовском клубе» Финчера-Паланика – «испортила всё»! Особенно – чистые и нежные отношения Учителя и Ученика.

Кадр из фильма "Опасный метод" (реж. Д.Кроненберг).

Фильм «Опасный метод» — не пособие по конфликтологии. Он – о битве интеллектуалов-гениев. Чуть не написал «титанов»! Титаны, если помните,  были безмозглые.  Оба же гения,  в силу собственной невротичности, создали парадигму понимания, как с этой невротичностью бороться. История почти Евангельская. Есть Сын, есть Отец. Сабине Шпильрайн суждено было исполнить роль Дьявола. Но…Сабина – Святой Дух психоанализа. Роль Дьявола авторы фильма отводят еще одному душевнобольному – пациенту Юнга – доктору Гроссу. Гросс провоцирует Юнга  на измену жене! С пациенткой, госпожой Шпильрайн. Эка невидаль, скажете вы. Но — ребята – 1904 год. Викторианская эпоха. Вернее – ее закат.

Грехопадение свершилось! Отец распинает сына и глубокомысленно произносит: «С пациентами спать запрещено». Это заклятие Фрейда до сих пор сидит в печенках, умах и сердцах практикующей братвы. «То, — продолжает Отец, — что вы принимаете за истинные чувства к пациенту – есмь реакция, называемая контртрансфером. Пациенты, что подвергались сексуальному насилию в детстве, провоцируют доктора на повторение этих инфантильных отношений. И, о, беда, вам, коли вы клюнете, на расставлены неврозом приманки! Невротик не хочет вспоминать и меняться! Невротик хочет повторять»!

Как ни жаль Юнга, но Фрейд прав. Каждый, кто с чеховским пафосом отдастся во власть любовного порыва и воссоединится с телом подопечного, может собирать манатки, сдавать лицензию и покидать Эдем с затрапезной вывеской «психология». И пациент, добившийся удовлетворения своих детских желаний, тоже может покинуть сей рай, ибо будет абсолютно интактен к любой терапии.

Не будем судить их строго. Вообще не будем судить! Они были первыми. Мы учимся на их ошибках. Возможно, все это – исторический миф. Не миф лишь то, что поссорившись с Фрейдом, и справившись с собственным безумием, Юнг создал свежее направление в науке – аналитическую психологию с архетипами, самостью и мифами. Правда и то, что Сабина Шпильрайн – ведущий советский психоаналитик, подруга и соратница Надежды Константиновны Крупской, была расстреляна нацистами, а не замучена в подвалах НКВД. Вы же помните, она так возбуждалась от истязаний!

Фильм красив. Безумно красив. Я смотрел его в формате 720р  на сайте «Территоря Видео» http://video.kategori.ru/triller/a_dangerous_method/. Подключил ноут к телику через HDMI – и наслаждался. Ничего не виснет и не распадается на квадратики. Чудесный саунд и картиночка.

Хочу отметить также отличный актерский кастинг. Удивительное портретное сходство Юнга (Фассбендер), Фрейда (Виго Мортенсен), и самой Сабины Шпильрайн (Кира Найтли). Такое бывает не часто.

В творении Кроненберга, безусловно,  эстетском, костюмном, созданным дорогим оператором, показана осень старушки Европы. Европы Вагнера, Ницше, Фрейда и Штрауса. Старушка не знала, что очень скоро (1914),  и  скоро (1938), ее ждут глобальные потрясения. Не знал об этом Фрейд, не то вовремя сбежал бы от «аншлюса»  в старую добрую Британию. Представляете, он до конца не верил, что «наци» способны на все. Он до конца верил, что его не тронут. Тронули. Да так, что еле ноги унес. Лишь полубезумный Юнг предвидел все. Снился ему сон о наводнении, о том, что воды женевского озера превращаются в кровь. Не только видел сон, но понимал его значение. С помощью метода. Опасного метода.

Кадр из фильма "Опасный метод" (реж.Д.Кроненберг)

Опубликовать у себя:

Подпишись на обновления блога по email:

71 комментарий
  1. Светлана:

    Интересно,а за что режиссера-то ругали? Исторические события не извратили,костюмы и декорации-беск. Актеры убедительны. Кира Найтли,правда,чуть переигрывает в начале.В целом, фильм оставляет хорошее впечатление. Как приличный алкоголь.
    Самое главное, что основная фигура-Юнг.Если Фрейд и открыл все это дело,то Юнг значительно расширил горизонты.Так широко,что его идеи до сих пор сложно усваиваются. Фрейд боялся потерять лицо, Юнг боялся обрести свободу. По фильму.Кстати, о сне Юнга в начале.»Бревно»,волочащееся за конем,может и член,только явно не конский.У жеребца свой должен быть.Сон о несвободе, а бревно это скорее образ отца,родительских установок,мешающих жить. Фрейд из-за своих заморочек не совсем корректно трактует образы.

    • Василий:

      Я, почему-то, всегда думал, что установки — это скорее от матери. Общий вектор. А отец так, демонстрирует возможные средства достижения.

      • Светлана:

        Вась,это был другой век. Апофегей патриархата. Тем более Юнг немец.Женщина была полностью затенена фигурой мужа.Кухня,дети,церковь.Если мать и давала ему установки,то это была несомненно установка на 100% подчинение отцу.Кстати, пример такого женского поведения в фильме-жена Юнга.Она( богатая,красивая,именитая,образованная)извиняется постоянно.В том числе за то,что родила не на Рождество и не сына,а дочь.Я думаю,что»бревно» можно приравнять еще к устоям общества.

        • Василий:

          В последнее время ловлю себя на том, что усматриваю в киногероях механистичных кукол с одной жестко заданной программой в то время, как киногероини производят впечатление разумных существ, в силу несовершенства вселенной вынужденных действовать посредством своих мужчин (уверенных в собственной самостоятельности).

          • Да, Василий. В фильме мужики так много говорят. Марта, жена Фрейда и юнгова супружница — немногословны и чертовски хитры.

            • Вероника Плеханова:

              они могут действовать только анонимно и через анонимки. жена юнга, Света, извиняется не за дочь. она извиняется за свои действия исподтишка. за доносы, за яхту. кстати, сына она родила только тогда, когда формально вернула мужа. до этого словно назло рожала девочек. юнг, ктсати, типичный папа девочки, а не мальчика. Что кас немногословности жены Фрейда… Гриша, ну сам понимаешь, какого это постоянно быть в анализе. Лучше молчать

              • Светлана:

                Да, Вероника. Постоянные и назойливые извинения это скрытая агрессивность. Помноженная на стремление избежать ответственности за свои действия. И вообще и в случае жены Юнга

        • Жена Юнга, кстати, великий кукловод. Прикидываясь мышью и даря супругу яхточки и свободу творчества (чего не мог себе позволить Фрейд), она гнет свою линию. Мне всегда было любопытно, отчего бабы (дуры) подвигают своих мужей на открытия, сами, типа, остаются в тени. Может быть, в девятнадцатом веке женщина могла реализоваться только черз мужа. Но история продолжается и ныне. Я называю это синдром Галы Дали.

          • Василий:

            Логика, кажется, такая-же, как у сутенёра (сутенёрши).

            • Да, нет, не совсем сутенерство. Ответственности боятся. История стара, как мир. Услать Одиссея (Колумба, Магеллана) подальше, открывать новые земли,создав им совершенно невозможные условия существования в доме. И, пока они плавают-геройствуют-воюют — изображать из себя страдалиц. Мифологически — Одиссей дромоман-распиздяй, Пенелопка — символ верности. Моя бывшая начальница Лора Старостина говорила, что «умная женщина должна обеспечить мужику сопровождение».»Сопровождение», блять!

              • BJBKJHBI:

                По-моему, сопровождение нужно людям с ограниченными возможностями, например собака-поводырь для инвалида. Зачем здорового человека сопровождать?

          • Корм не должен знать,что он корм.Он должен мнить себя повелителем.Прикинуться тенью-лучшая маскировка охотницы.Принципиально лучше, чем ловля на живца(женщина-секси)Для бесперебойного доступа к осторожной добыче.
            Ваши рассуждения об одиозности женского полу просто бальзам для моих ушей.Хотя предпочитаю все делать сама.

            • Василий:

              Какой же он одиозный? Я вообще здесь не вижу никакого криминала. Такой у нас сейчас сложился общественный договор. Корм сам виноват в том, что он корм.

      • Думаю, да, установки — чисто материнские закидосы.

    • Света, у меня тоже был соблазн поёрничать над классиками. НО! Они — первооткрыватели. И то, что они обнаружили — неоценимо и до сих пор неоценено. Дай бог, каждому, хоть миллионную долю того, что ими сделано осуществить.

      • Да я и не ёрничаю вовсе над классиками. Особенно Юнгом.Фильм это сценарист и режиссер..Но думаю эта ошибочка очень четко характеризует Фрейда.Плюс фильму.P.s Как они работали-то, не видя лица клиента?

        • Хорошо работали. Качественно. Не отвлекаясь на пациентовы гримасы.

        • Вероника Плеханова:

          из-за спины удобнее изображать внутренний голос пациента, альтер-эго итп.

          • Виталий:

            главная роль у терапевта…один лечит — второй принимает лечение…так и там, куда и как положили

    • Вероника Плеханова:

      я подумала, что бревно — это чужой член. может быть член отца Сабины?

      • Вероника Плеханова:

        точнее было бы сказать: Юнг нес на себе чужой член, как чужой крест, даже формально освободившись от пут (того же Фрейда).

  2. Николай:

    Только вчера посмотрел этот фильм. Очень понравился. Правда я думаю, что он будет интересен в основном тем кто в теме.

    • Ту, Николя, вот, ведь какая заковыка. На западе имена этих двух замечательных людей известны даже работягам. Не всем, но многим. Много лет назад (еще при советской власти) я в Чайковском общался с финскими работягами (правда, все трое играли на саксофоне) и в состоянии пьяного изумления обсуждал с ними отдельные недостатки теории Фрейда. Тут проблема общего уровня культуры нашего народонаселения.

  3. Вероника Плеханова:

    а вот интересно, спать с сестрой пациентки, как в фильме с Ричардом Гиром, Умой Турман и Ким Бесенгер — это тоже непрофессионально? Помнишь, друг Гира в конце фильма сказал: может, ты выбрал не ту сестру? ))

    • Профессионализм пихоаналитика начинается только с двоюродных сестер пациента.

      • Вероника Плеханова:

        все равно кровосмешение )

        • Виталий:

          раз есть строгий запрет психоаналитику на связь с пациентом — значит это обязательное следствие этого опасного метода

          • Запрет на секс с пациентом — не следствие метода, а здравый смысл.

            • Виталий:

              дык секс следствие, а не запрет…и если есть строкий внешний запрет, значит, есть сомнение в наличии внутреннего здравого смысла аналитиков

            • Вероника Плеханова:

              я поняла реплику Виталия по-Фрейдовски: раз есть запрет, следовательно, где-то все равно прорвет. это логично. вопрос как предохранить психоаналитика, который больше других врачей сближается с пациентом, от сексуального восприятия подопечного, если не через строгий запрет?

              *Мишка мой сегодня сказал, что пациент от слова patient — однокоренное от «терпение». Какие англичане все таки здравомыслящие. у нас больной от слова «боль», у них пациент, потому что он терпит боль, то есть превозмогает…

              • Виталий:

                преыозмогание боли глупость не иеньшпя, чем «удовольствие» от боли…боль лишь сигнал о неполадках

                • «Преыозмогание боли глупость не иеньшпя, чем «удовольствие» от боли»… Виталь, не будь таким монотонным. Иногда необходимо и смирение …временное.

              • Вероника & Витан, сексуальность очень пластична и легко (если, конечно, ты — не дебил) сублимируема. Аналитиков учат (и это — в-основном, чему их учат) отличать нутряные желания от навязчивостей. Навязчивость всеобща, глобальна, тотальна, груба. Сексвлечение — тонко, мелодично, нежно. Важно отличить первое от второго. Это — несложно (если конечно, ты — не имбецил). Навязчивое желание воспользоваться провоцирующим, но не защищенным пациентом (-кой), на мой взгляд, носит не совсем сексуальную природу, а скорее — агрессивную. Вы же дифференцируете «Перстами, нежными, как сон» от «выебать», «отыметь», «трахнуть», если, конечно, не идиоты. К тому же, за так называемым влечением к пациенту (контртрансфер) кроется нежелание аналитика анализировать собственные чувства и заморочки анализируемого. Если кто-то и спит с клиентурой — то это от профессиональной лени, низкой самооценки и профессиональной же импотенции. Это — ситуационная педофилия.

      • Виталий:

        профессионализм в умении вовремя сменить роль…когда спишь — ты не психоаналитик (она не пациентка)…когда анализируешь — не спишь

  4. Вероника Плеханова:

    Я не считаю, что Сабина поссорила ФРейда с Юнгом. Уж скорее жена Юнга, купившая мужу билет в первый класс. Юнг показал свой класс, а Фрейд — свой авторитет, умолчав сон. Сабина ни при чем. Фрейд разочаровался в Юнге не из-за женщины, а из-за мистификации реальности.

    • Светлана:

      Вероника. Юнг после ссоры с Фрейдом создал свое направление.Имя его вровень с именем Фрейда. Архетипы это открытие ничуть не менее важное. Юнг хотел стать самим собой. Без папани. И ради этого(в т.ч. открытия коллективного бессознательного) их стоило поссорить с Фрейдом. Не было бы Сабины, была бы другая причина. В т.ч билет на первый класс.

      • Вероника Плеханова:

        Света, зачем вы оправдываете Юнга? Как сказала Сабина, Фрейд и Юнг вместе смогли бы быстрее продвинуть психоанализ, чем порознь. Сотрудничество — вещь тяжелая. в одиночку легче (ну мне то уж точно). Архетипами сама увлекалась, и как филолог, и как любитель Кларисы Питколы Эстетс (ученицы, между прочим, Юнга). Но сейчас я больше за здравый смысл. За реальность. За Менегетти. Из сказочного возраста выросла

        • Вероника Плеханова:

          Эстес

        • Светлана:

          Ну я поклонница Юнга)) Хотя слегка была разочарована информацией о том, что Юнг был в фаворе у нацистов. Может просто капиталы жены помогли? Менегетти тоже крайне уважаю Правда читала его так давно и знания почти вросли в мою суть. Воспринимаю их как свое.. А на счет сотрудничества. Фигурам такого масштаба сложно создавать что либо в сотрудничестве. Слишком ярко выраженные индивидуальности.По любому бы поссорились.Но Фрейд был прав, с клиентурой спать нельзя.

          • Вероника Плеханова:

            можно, но зачем? Вот Ольгу хочу спросить: с подзащитным спать можно?

            • Olga:

              Вероника, меня в свое время очень этот вопрос интересовал, даже вступала в спор с доком…он, естественно, цитировал..и задавал вопрос — почему с подзащитным? что, других нет? и т.д. и т.п. Мой опыт и размышления привели к следующим выводам: подзащитному от таких отношений одна только польза — защищаешь в несколько раз активнее и, соответственно, результативнее; что касается самого адвоката…не знаю, это сложнее — с одной стороны, работать-защищать, безусловно, интереснее («включение»), с другой — вообще-то за это надо брать деньги. Пришла к выводу, что отношения возможны, но сначала защита, а уж потом отношения, иначе разрушительно и «разграничить» — где чувства, а где зависимость, пока идет процесс защиты, НЕВОЗМОЖНО.

              • Виталий:

                кроме того, и ажвокат, и врач находятся в родительской позиции к клиенту-пациенту…следовательно, сексуальные отношения между ними будут инцестными, нездоровыми…и во время, и после процесса защиты-терапии

                • Olga:

                  Виталь, в данном случае врач и адвокат имеют некоторые отличия, возможно, кардинальные. Пациент практически никогда не излечивается полностью, всегда остается связь-зависимость от доктора; подзащитный же «излечивается»-оправдывается от конкретной ситуации в полном объеме, и опека заканчивается. Не знаю, но в теории предполагаю, что связь между адвокатом-подзащитным по окончании защиты все ж может быть конструктивной, в отличие от пациент-врач…

                • Виталий:

                  себя защизаешь?)

                • Olga:

                  проницательный ты наш)) размышляю просто..интересная для меня тема.

              • ЭТО БУДУТ УЖАСНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ПОВЕРЬ МНЕ, ОЛЯ…

          • Девочки, не ссорьтесь из-за Юнга!

            • Вероника Плеханова:

              А Фрейд не ревновал Юнга к его произволу над пациенткой? ))

            • Виталий:

              Юнг в фильме какой-то вторичный от тетенек

              • Ак, мужик всегда вторичный…

                • Вероника Плеханова:

                  Адам был первичным. Но Ева его обманула

                • Так она обманула его из зависти. Ну, может быть не к пенису. А к тому, что он №1. Хотя… в конечном итоге — все равно — к пенису! «Пусть я буду низвергнута вместе с ним, но эта писюкастая тварь Адам не достоин кайфовать в Эдеме! Ты ж читала со мной на ночь Менегетти: «Женщина, убивая мужчину, как правило, убивает и себя». Не самоидентификация через собственную божественность, богоидентичность, а навязчивость в устранении конкурента.

                • Вероника Плеханова:

                  почему он позволил себя обмануть?

                • И Адам и Юнг — первопроходцы!

                • Вероника Плеханова:

                  потому что это было его неосознанное желание. ответственность свалил на Еву ))) И кстати, кто сказал, что в Эдеме не было секса? По писанию Господь завещал им: плодитесь и размножайтесь! И как бы между делом посадил запретный плод — зачем он там? По Чехову: если ружье висит, то оно выстрелит. Зачем создавать запрет, подобный: не спать с пациентом? Чтобы им заинтересовались. В данном случае, Фрейд — Бог психоанализа, муж Моники Белучи (забыла как зовут актера и персонажа)- змей, Юнг — Ева, а Сабина — Адам. Но только не надо ответственность перекладывать на Еву (Юнга). Все участвуют.

                • О! Поперло теологией

                • Светлана:

                  Раз уж о теологии.. Действительно, создав М и Ж бог, вроде,сообщил «Плодитесь и размножайтесь».Т.е. секс явно включен. Первородным грехом скорее можно назвать гордыню. Яблоко-то было с древа познания. Ева подбила Адама на то, чтобы сравняться с богом.Вопрос, почему боженька официально объявил, что с этого древа плоды есть нельзя.Ничего бы не сказал, так и нафиг эту яблоню. Там изначально посыл на неподчинение был. Остальная-то животина не прореагировала.И не факт, что змий их(животных)не соблазнял.

                • Вероника Плеханова:

                  потому что в этом весь смысл. родить ребенка, сказать ему: не ешь варенье из банки! Он, естественно, съест (удовлетворит природную тягу к познанию), а родитель с чистой совестью его накажет, без всякого чувства вины. нужен был предлог изгнания из рая, благовидный. нафига Ему люди в раю, когда на земле столько дел?

  5. Вероника Плеханова:

    и еще один момент мне не понятен в отношениях Сабина-Юнг. Почему он удовлетворял ее потребность в мазохизме? Он был садист? Или прикидывался? Ее мазохизм не был природным. Это внедрение в нее отца. Почему не вылечить?

    • JM:

      Пожалуй, не хотел он это лечить, а потому и не мог. Ему интереснее было поковыряться, чтобы посмотреть механизм того запутанного дела, что с ней творилось.
      У меня сначала возник тот же вопрос. Юнг, вероятно, тоже человек со своими заморочками.

  6. BJBKJHBI:

    Док, ты, как и Фрейд, считаешь исследование Юнга в области телепатии и парапсихологии «загнивающим болотом мистицизма?».

    • Парадокс в том, что в последствии Фрейда очень заинтересовали исследования Юнга. У него даже есть интересная книжулька «Сновидения и оккультизм». Почитай-ка на досуге. В фильме показан очень жёсткий Фрейд. На самом деле, не в кино, он был довольно пластичным человеком. Сужу по эволюции его мировоззрения, по статьям. Он мог признать свои ошибки и заблуждения. Первопроходцы! Но разрыв с Юнгом он тяжко переживал до конца своих дней.

      • Вероника Плеханова:

        мне кажется, если бы Сабина изначально стала пациенткой Фрейда, она не стала бы врачом. Потому что, как ясно из фильма, Юнг верил в пациента, что он может быть таким, каким хочет быть. Ну, он очень убедительно и искренне сказал пациентке, которая заламывала руки и выворачивала челюсть, что она действительно сможет стать врачом. И, наверное, не только метод Фрейда исцелил ее, но и то, что Юнг в процессе лечения взял ее в ассистентки

  7. Виталий:

    повстречал вчера козу с мужиком…все не так романтично, как описывал док…и мужик — идиот (вот откуда щастье), и коза — вороватая попрошайка

    • BJBKJHBI:

      В одно окно смотрели двое:
      Один увидел — дождь и грязь,
      Другой — листвы зеленой вязь,
      Весну и небо голубое!
      … В одно окно смотрели двое.Автор неизвестен.

    • Светлана:

      Виталь, ты всегда все уравновешиваешь))Мистер баланс. Коза-то ничего у тебя не поела, по ходу встречи?

      • Виталий:

        коза как собаченка пыталась положить свои парнокопытные лапы мне на колени…глянул на мужика — грязно же…они с перепугу начали цирк показывать — даевать лапу друг другу, служить, целоваться

    • Пора переходить, Виталя, на мелипрамин. Дешево и сердито. Отличное настроение.

Оставить комментарий

    Подписка
    Цитаты
    «То не беда, если за рубль дают полрубля; а то будет беда, когда за рубль станут давать в морду».
    М.Е. Салтыков-Щедрин
    Реклама